14 октября в Ереване состоялось заседание Совета Коллективной безопасности ОДКБ. С одной стороны были подведены итоги председательства Армении в организации(2015-2016), с другой стороны председательство было передано Белоруссии(2016-2017).
Одним из самых обсуждаемых вопросах в СМИ относительно саммита было отсутствие президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который, по официальной версии, не смог приехать по причине болезни. Трудно сказать был ли Назарбаев действительно болен, или же это очередной демарш со стороны Казахстана. Нельзя исключать, что 76-летний глава Казахстана действительно мог иметь проблемы со здоровьем, в то же время сохраняется вероятность демарша, учитывая уже имеющийся опыт в этом вопросе (напомним, что в 2014-ом году Назарбаева пропустил также неформальный саммит ОДКБ в Москве).
Среди приблизительно двух десятков документов, принятых на саммите, стоит выделить принятие стратегии ОДКБ до 2025-ого года, что являлось одним их приоритетов председательства Армении. Принятая стратегия с точки зрения развития организации включает в себя такие важные аспекты, как современные вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ, военные цели и задачи организации, пути развития системы коллективной безопасности ОДКБ.
Принятие этого заявления на уровне Совета Коллективной безопасности само по себе является важным событием, учитывая то обстоятельство, что некоторые страны ОДКБ тесно сотрудничают с Азербайджаном, при возможности даже продвигая его интересы.
Среди документов, принятых на заседании, следует обратить внимание еще на два документа: Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О Перечне дополнительных мер по противодействию международному терроризму и экстремизму в формате Организации Договора о коллективной безопасности» и Заявление глав государств — членов ОДКБ о влиянии односторонних действий по развертыванию глобальной системы противоракетной обороны на международную безопасность и стабильность.
Учитывая заметную в последнее время напряженность в отношениях Запада и России, принимая эти документы, ОДКБ, фактически, втягивается в сферу этих разногласий. Независимо от возможных вызовов, Армения, которая всегда заявляет о важности гармоничности внешней политики стран-членов ОДКБ, естественно, не могла препятствовать принятию этих документов.
В то же время, нужно подчеркнуть, что вопрос единых подходов в разных внешнеполитических вопросах остается одной из основных задач организации, проблематичность которой на «собственной шкуре» почувствовала не только Армения (например, в связи с украинским конфликтом Россия не смогла обеспечить единую позицию всех членов ОДКБ). Наличие таких разногласий в позициях стран-членов, наверное, говорит о том, что ОДКБ, как военно-политическая структура, еще находится на стадии становления, а темпы и эффективность процесса уже совершенно другой вопрос.
Помимо принятых документов, ереванский саммит ОДКБ отличился также и событием, которое, наверное, стало одной из главных интриг. Во время заседания Совета коллективной безопасности главы государств-участников сняли с повестки вопрос о назначении нового генерального секретаря Организации (по предварительным данным, новым секретарем должен был быть назначен представитель Армении), отложив это до планируемого в декабре петербургского саммита. Неопределенность относительно причин переноса этого вопроса, как и следовало ожидать, стала поводом для разного рода комментариев от разногласий между главами стран-членов ОДКБ, до отсутствия достойной кандидатуры с армянской стороны, и так далее. Таким предположениям положил конец действующий генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, заявив, что вопрос о назначении нового генсека не выведен из повестки, а просто перенесен из-за отсутствия главы Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Учитывая, что генеральный секретарь ОДКБ является основной представительской фигурой ОДКБ, объяснения Бордюжи звучат довольно правдоподобно.
Подводя итоги заседания, нужно отметить, что ОДКБ, как военно-политический союз, призванный обеспечивать коллективную безопасность своих членов, все еще находится на этапе становления. Все ее члены должны это учитывать как определяя свои ожидания от организации, так и разрабатывая свою оборонительную политику.