Признаю, еще недавно я сомневался в том, что мне понравились бы убеждения настоящей Хиллари Клинтон — той, которую можно увидеть лишь за закрытыми дверьми. Однако теперь, когда, благодаря WikiLeaks, я получил возможность ознакомиться с ее выступлениями в Goldman Sachs и других банках, я более чем уверен, что она может стать тем самым президентом, в котором сегодня нуждается Америка.
Серьезно, это замечательные речи! Мы видим перед собой человека с собственной концепцией, с практическим подходом к делу и со здоровым устремлением найти баланс между необходимостью укреплять нашу систему социальной поддержки и требованиями развязать руки американским предпринимателям, обеспечивающим тот самый экономический рост, без которого невозможны социальные программы.
Поэтому спасибо Владимиру Путину за то, что он показал нам, как Хиллари в действительности собирается управлять Америкой. Мне только жаль, что в избирательной кампании маловато именно этой Хиллари, и что она не пытается получить от общества поддержку для своих настоящих убеждений.
Короче говоря, я за ВикиХиллари.
Почему? Начнем с того, что она, по версии WikiLeaks, заявила на мероприятии бразильского Banco Itaú в мае 2013 года: «На мой взгляд, нам нужен согласованный план по расширению торговли… и нам следует противостоять протекционизму и другим препятствиям для торговли и доступа к рынкам».
Она также добавила: «Моя мечта – это общий рынок в пределах полушария, со свободной торговлей и открытыми границами, а когда-нибудь – и с максимально «зеленой» энергетикой, опирающейся, насколько это возможно, на возобновляемые источники. Этот рынок должен будет обеспечивать экономический рост и открывать перед каждым жителем нашего полушария широкие возможности».
Для меня это звучит, как музыка. Полушарие, в котором страны будут активнее торговать друг с другом, и в котором людям будет проще друг с другом сотрудничать в областях работы, учебы, туризма и коммерции, станет более благополучным и в нем будет намного меньше конфликтов – особенно, если рост будет основан на экологически чистой энергетике.
Сравните наше полушарие, или Европейский Союз, или азиатские торговые страны, скажем, с Ближним Востоком, на котором торговля, туристические потоки, обмен знаниями и оборот рабочей силы между странами долгое время были ограничены, — и вы поймете, почему Хиллари права.
Берни Сандерс и Дональд Трамп превратили «торговлю» и «глобализацию» в ругательства, но это просто нелепо. За последние 50 лет глобализация и торговля помогли освободить от бедности больше людей, чем за любой другой исторический период.
Нужно ли нам принимать во внимание интересы той – меньшей – части населения США, которой повредит свобода торговли и передвижения рабочей силы? Нужно ли нам проследить, чтобы эти люди получили компенсацию ущерба и защиту? Разумеется, да. Именно это – а вовсе не отказ от системы, которая, как нам известно на историческом опыте, в целом увеличивает экономический рост, открытость общества и конкурентоспособность, — и называется «решить проблему».
По словам Хиллари, в конечном итоге, конкретные формы этой «большой сделки» могут оказаться самыми разными, однако, как она подчеркнула за закрытыми дверями, «Симпсон и Боулз… предложили правильную схему. Нам нужно снижать расходы, нам нужно обеспечить бюджету необходимые доходы и нам нужно поощрять экономический рост. Вот формула из трех элементов».
Она опять права. Мы никогда не сможем выбраться из этой экономической колеи и защитить будущие поколения, пока и деловой сектор, и социальный сектор, и демократы, и республиканцы не пойдут на определенные уступки – и не получат нечто взамен. Из этого ВикиХиллари и исходит.
В своем выступлении в Goldman Sachs в октябре 2013 года Клинтон, фактически, предложила пересмотреть нормы по банковскому регулированию, установленные Законом Додда-Франка о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей, который был принят в 2010 году. Разумеется, она предлагала не полностью отказаться от регулирования, а проследить за тем, чтобы оно не накладывало на сектор ненужного обременения, ограничивающего финансирование малого бизнеса и стартапов.
Как выразилась Клинтон, «нужно внимательнее присмотреться к этому процессу, к операциям и регулированию, чтобы не ломать работающие механизмы, а сконцентрироваться на наиболее эффективном пути к прогрессу с использованием имеющейся в стране интеллектуальной и финансовой мощи». Снова все абсолютно правильно.
Кроме этого, ВикиХиллари – или ее окружение – раздумывает о налоге на выбросы углекислого газа и о том, стоит ли высказываться в его поддержку, как сделал Сандерс. Пока она предпочла этого не делать – видимо, чтобы не подставиться под критику республиканцев, предлагая новые налоги в разгар предвыборной кампании, — но я уверен, что эта мера станет частью ее климатической политики.
Когда я читаю ВикиХиллари, я слышу умного, прагматичного левоцентристского политика, готового сотрудничать с деловым сообществом и республиканцами во имя расширения торговли, предпринимательства и глобальной интеграции, но при этом стремящегося защитить рабочих от отрицательных последствий этого курса.
Мне очень жаль, что кандидат Хиллари решила, что она не может говорить, как ВикиХиллари, и не может получить полноценную санкцию общества на этот курс для президента Хиллари. Если бы она отважилась сказать правду собственным избирателем, она бы не потеряла их голоса, а наоборот – продемонстрировала бы свои лидерские качества и заслужила общее уважение.
Но, как бы то ни было, благодаря WikiLeaks, я убедился, что она занимает правильную позицию по вопросам, которые волнуют меня сильнее всего. Поэтому спасибо еще раз Путину за то, что он показал нам эту Хиллари. Из нее может получиться отличный президент для нашего времени.