Не странно ли, что ожидаемая война между США и Россией никак не актуализирует дискуссии о неизбежной гибели глобальной державы? Единственной в своем роде. Или предполагается, что глобальной державе все нипочем, в том числе ядерный удар державы рангом пониже, но в смысле ракетно-ядерной мощи не уступающей ей? Шум, поднятый в американской прессе в связи с сирийским противостоянием, свидетельствует о серьезном беспокойстве общества как раз об этом.
Путин бросает перчатку
Впрочем, мои размышления совсем не о соотношении военных возможностей, двух ядерных колоссов, не желающих уступать ни пяди в сфере влияния. Хотя, если сравнить возможности в этом плане США и России, то любой непредупрежденный человек вынужден будет признать, что американцы могли бы быть и поуступчивей.
Все-таки у США в запасе Европа, Азия (за вычетом КНР), Латинская Америка (вместе с возвращающейся в родные пенаты Кубой и задумавшимися над этим прискорбным фактом сандинистами), практически весь Ближний Восток и примерно 130 военных баз в стольких же странах мира.
Нелишне заметить, что по итогам «Холодной войны» вопреки договоренностям Рейгана с Горбачевым американские военные базы вплотную приблизились в границам России, образуя некий пояс вокруг нее и ее стародавних союзников из экс-советских среднеазиатских республик, вечно голодной Армении и безжалостно порушенной Сирии, которой Вашингтон не оставил иного шанса для существования, как просить помощи у Москвы. Можно добавить также, что как и заведено исстари в этом не блещущем справедливостью мире, Россия обзавелась опорными военными базами в упомянутых географических точках (2 — в Сирии, 1 — в Армении, а также по одной в центральнозиатских республиках).
Тем парадоксальней вопрос, которым задаются некоторые наблюдающие за американо-российским противостоянием: а не является ли оно, это противостояние, сигналом о надвигающемся конце глобальной империи?
Ведь по существу упрямство В.Путина нельзя не расценить как первый и ничем не прикрытый вызов США, точнее, неотъемлемому праву глобальной империи проводить в любой точке мира ту политику, которую она считает нужной, не оглядываясь на мнение своих союзников, партнеров, короче, остальных членов международного сообщества. Согласитесь, что если Вашингтон лишается этого права, то США автоматически перестают быть глобальной державой.
Что же: прощай глобализм или война до победного конца?! Но бросить вызов глобальной державе, не имея в руках козырных карт, согласитесь, было бы чистейшей авантюрой, которая легко просчитывается соответствующими службами, коих в распоряжении Белого дома предостаточно. Невольно вспоминается давний довод Ричарда Никсона, которого также упрекали в нерешительности и мягкотелости после октябрьской 1973 года арабо-израильской войны, напоминая о том, что Кеннеди в аналогичной ситуации вел себя решительно и бескомпромиссно, как и положено президенту США.
Когда Кеннеди призвал Хрущева образумиться, возразил Никсон своим критикам, соотношение стратегических сил США и СССР было 5:1. Сейчас мы не располагаем аналогичным превосходством, сказал Никсон и поставил жирную точку на дискуссии дилетантов. Сказанное вовсе не означает, что Вашингтон в настоящее время лишен шанса на доминирование в мировых делах, но шанс этот, мягко говоря, сколь рискованный, столь и призрачный. Почему?
Время приказывать и время говорить на равных
Еще два года назад Госдеп официально предупредил Белый дом: «…Впервые после распада СССР Россия достигла паритета с Вашингтоном в области стратегических ядерных вооружений». И чтоб сомнений на сей счет ни у кого не оставалось, была обнародована убедительная информация, из коей следовало: у США развернуты 1652 термоядерные боеголовки, у РФ — 1653. Причем, по мнению экспертов, русские ракеты были гораздо совершенней и новее американских.
Очень скоро — не позже 2020 года — Россия полностью обновит свой ядерный потенциал, причем модернизированные русские ракеты сделают бесполезной любую систему ПРО, считают американские эксперты. К тому же российская армия располагает несколькими тысячами единиц тактического ядерного оружия, в то время как у американцев на вооружении осталось лишь 800. Выясняется также, что все разговоры о подавляющем американском преимуществе в части крылатых ракет, считающимися самым высокоточным оружием США, мягко говоря, вольное преувеличение.
Правильней было бы писать об этом преимуществе в прошедшем времени, поскольку российские «Калибры» давно свели его на нет — они новее, точнее и маневренней знаменитых американских «Томагавков», поставленных на вооружение 30 с лишним лет назад. Допускаю, что если даже привести целый ряд других цифр и фактов, они ничего, кроме скепсиса, у многих читателей не вызовут. Поэтому сошлюсь на мнение, которое высказал совсем недавно один из самых влиятельных международных журналов «Форбс».
Лорен Томпсон, директор Института Лексингтона — это известный экспертный центр в области обороны и безопасности — в опубликованной не так давно в этом издании статье под вполне недвусмысленным названием: «Пять причин, почему США проиграют войну в Европе» пишет: «…Столкновение с практически равным соперником может произойти в течение ближайших пяти лет…» Далее Л.Томпсон пишет, что этот самый «практически равный соперник» т.е. Россия «стремительно модернизирует свои вооруженные силы, чтобы восстановить свою сферу влияния на границе с Европой».
Эксперт доказывает, что НАТО лишилась подавляющего военного превосходства в Европе. После распада СССР американцы, как известно, в соответствии с договоренностью, вывели из Европы все 6 тысяч своих «Абрамсов». А Россия на данный момент у своих европейских границ развернула 2500 танков и еще 15 тысяч боевых машин находятся на базах хранения.
Более того, США свернули свою танкостроительную отрасль. Россия же оказывается все эти годы наращивала производство бронемашин. Чего только стоит «Армата», признанная лучшей в мире среди данной категории вооружений. При таком состояние дел Л. Томпсону в не исключаемом конфликте на европейском театре военных действий «поражение Америки видится пока что наиболее вероятным исходом».
Неожиданный сирийский вызов Москвы подтверждает как минимум происходящие кардинальные перемены в балансе сил, как и неуместность надежд, связанных с санкционной политикой в отношении России. Обамовские санкции только делают еще более схожими исторические параллели в американо-российских отношениях.
С момента зарождения новой России, советской трансформации и постсоветского государственного образования, за исключением коротких периодов, США только и делали, что подвергали экономической блокаде страну, которую ныне называют еще и Евразией.
Кончилось это тем, что однажды обе ядерные державы сочли за благо сформировать двухполюсный мир. Тот мир сейчас землянам представляется временем спокойствия и общей безопасности. Не движутся ли США и новая Россия сейчас в этом же направлении? Если бы стороны вместо бряцания оружием принялись искать выход из создавшегося тупика, ничего удивительного или нового в том не было. Но до этого, судя по всему, еще далеко…
«Так вот где таилась погибель моя!»
Путинский вызов опасен не столько своими военными последствиями, сколько своей неурочностью. Экономисты, и что хуже всего — наиболее настойчиво — американские — предрекают в ближайшем будущем крах главного инструмента управления миром — доллара. И всему виной — растущий государственный долг США, к которому с поразительным хладнокровием относились все последние президенты страны, начиная с Рейгана. Теперь экономисты бьют тревогу — Вашингтонский центр исследований BPC (The Bipartisan Policy Center) подготовил доклад о том, что госдолг США достигнет своего потолка в 20 триллионов долларов уже буквально через несколько месяцев — в середине марта 2017 года. Неплохой сюрприз от Обамы для следующего президента.
Экономическое сообщество США смущает тот факт, что за восьмилетний период президентства Барака Обамы сумма американского долга практически удвоилась. Таким образом, еще через десяток лет государственный долг США вполне может достигнуть фантастических размеров — 30-40 трлн! Тут сразу услужливая память напоминает о том, как однажды генерал де Голль, став президентом, нагрузил огромное судно “бесполезными”, как он выразился, бумажками и направил к американским берегам, требуя золотого эквивалента долларам, которыми набиты были трюмы корабля. Невзрачный Олланд вряд ли решится на такое.
Но вот Китай, где все спокойно и вполне внятное политическое руководство, может, как и другие страны, просто в один момент вывести свои огромные денежные вклады из американских ценных бумаг. Мнение экспертов относительно последствий такой операции однозначно: “Это может стать для Вашингтона катастрофой”. Не это ли имели в виду конгрессмены, выступившие с заявлением, в котором содержится и следующее предупреждение Белому дому: «Растущий долг несет угрозу нацбезопасности США. Неопределенность, которая сеется в нашей экономике, ослабляет нашу нацию».
Словом, как ни крути, а приходится говорить как минимум о приближающемся конце американского доминирования в международных делах или как говорили еще не в таком уж далеком прошлом — американского господства. Не исключено, что в таком ходе мыслей возможно определенное преувеличение или некоторая поспешность. Но такое случалось перед гибелью едва ли не всех существовавших в истории империй. Наиболее свежий пример — крах Советского Союза, который и сейчас вызывает споры.
Если б Америка явилась миру в этом своем качестве где-то в ХVIII-XIX веках, для нее придумали бы иное название, что-нибудь вроде Великой американской империи, в наше же время США нарекли простым, на зато точным именем — Глобальной державой, не подозревая, что в том-то и таится неизбежная гибель ее. Такой вывод следует из истории. Каждый, кто претендовал на мировое господство, стать Хозяином мира, Владычицей морей, Великой империей и т.д. и т.п. рано или поздно становился жертвой сговора политических противников или погибал, или распадался и навсегда растворялся в потемках истории.
Можно перечислить по памяти, не особенно углубляясь в дебри незапамятных времен: Османская империя (просуществовала почти 600 лет), Российская империя (176 лет), Британcкая (400 лет), Французская империя (около 400 лет), СССР — разновидность социалистической империи — (70 лет). По разному сходили с политической карты мира предшественники США, нетрудно подсчитать, что в большинстве случаев смерть свою они находили по одной и той же причине — вследствие взятой на себя непосильной роли — стать, говоря современным языком, управляющим во всемирном масштабе. Во времена Наполеона для этого достаточно было покорить одну Европу. У Гитлера проблем прибавилось, потому как число реальных претендентов на мировое господство, хотя и существенно сократилось, но уступать Германии право на владение миром они не собирались: Великобритания, выжидавшая за океаном Америка и не скрывавший своей всемирной миссии Советский Союз.
Надо ли напоминать о том, что Вторая мировая война выявила, помимо прочего, двух претендентов на роль глобальной империи — США и СССР. Чем кончилось их противостояние — теперь уже хорошо известно.
Что ж удивительного в том, что приходит, судя по всему, и конец США? Так до войны ли Вашингтону на пороге небывалого долларового кризиса? К тому же с непредсказуемой Россией. На первый взгляд, и кое-кто об этом открыто говорит, война как отвлекающий маневр может и кстати. Но Вашингтон может и опомниться. И скорее всего, это произойдет после того, как в Белом доме появится новый хозяин: достойный Америки и времени, в котором мы живем. Но это, помимо прочего, будет означать расставанье с глобальным статусом США. Правда, расставанье — достойное великой империи.