Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Николя Энен о шпионских секретах новой русской церкви в Париже

© AP Photo / Christophe EnaКафедральный собор Русской Православной Церкви в Париже
Кафедральный собор Русской Православной Церкви в Париже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Участок, на котором построили русскую церковь, прилегает к зданию, в котором находятся важные государственные службы. Высокопоставленные представители контрразведки, которых я интервьюировал для книги, делились со мной опасениями, что здание центра будет использоваться для шпионажа. Как классического шпионажа с присутствием агентов, так и электронного шпионажа с возможностью перехвата переговоров.

В Париже в среду, 19 октября, состоялось открытие российского духовно-культурного центра на набережной Бранли. В комплекс входит церковь Святой Троицы, спроектированная архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом, российско-французская начальная школа, выставочный центр и концертный зал на 200 человек, а также квартиры и офисы культурной службы российского посольства. Комплекс получил дипломатический статус. Николя Энен, французский журналист и автор книги «Русская Франция: расследование о сетях Путина» в интервью RFI рассказал, как, используя этот статус, Москва намерена прослушивать французских политиков.

RFI: Как вам кажется, в сегодняшней ситуации, когда дипломатические отношения между Россией и Западом напряжены, открытие российского духовного-культурного центра соответствует ожиданиям Москвы?

Николя Энен:
Конечно нет. Полагаю, что российские власти разочарованы. Ни президент Путин, ни патриарх Кирилл не смогли приехать на открытие, хотя, наверняка, оба хотели возглавить эту церемонию. К сожалению, политические условия для визита на этом уровне оказались не выполнены.

— Участок, на котором построили русскую православную церковь на набережной Бранли, интересовал также Саудовскую Аравию, Канаду и Китай. Почему, по-вашему, власти Франции выбрали Россию?

— Я не знаю, почему власти Франции выбрали Россию: возможно, ее финансовое предложение было лучшим или она быстрее всех отреагировала. Так или иначе, тот факт, что на этот участок претендовала Саудовская Аравия, позволил русским кругам в Париже сделать из этого рекламу в духе: «посмотрите, чего вам удалось избежать у подножия Эйфелевой башни». Ведь речь шла о территории, принадлежавшей государству: раньше там находилось здание государственной метеослужбы.

— Значит ли это, что французское общество с одобрением отнеслось к строительству русской церкви в Париже?


— Мне кажется, что французское общество в какой-то степени наивно и не отдает себе отчет в том лоббировании, которое ведут некоторые иностранные государства. Это видно на примере России, но это также касается и других государств, которые пытаются оказать влияние, а подчас и вмешиваются во внутренние дела страны, пытаются манипулировать общественным мнением с целью улучшить свой имидж.

— В чем особенность российских сетей влияния во Франции по сравнению с той же Саудовской Аравией или США?


— Любое государство занимается лоббированием своих интересов, ведет политику «мягкой силы» для того, чтобы завоевать симпатии общества или заручиться поддержкой другой страны. Это абсолютно нормально. Это одна из задач любого дипломатического представительства. Проблема заключается в том, что половина сотрудников российского дипломатического представительства во Франции являются представителями спецслужб (согласно источникам журналиста во французской разведке, которые он цитирует в своей книге. — RFI). И это уже нельзя назвать политикой влияния, это вмешательство. Это не открытая дипломатия и не работа с внешними коммуникациями, это называется работой по изменению общественного мнения, вмешательством во внутренние дела другой страны и шпионажем.

— В книге вы ссылаетесь на секретные документы французской разведки, согласно которым проект российского духовно-культурного центра также беспокоил местные спецслужбы.

— Участок, на котором построили русскую церковь, прилегает к зданию, в котором находятся важные государственные службы. В частности — почтовая служба Елисейского дворца, а также служебная квартира генерального секретаря национальной обороны Франции. Высокопоставленные представители контрразведки, которых я интервьюировал для книги, делились со мной опасениями, что здание центра будет использоваться для шпионажа. Как классического шпионажа с присутствием агентов (нам известно, что другие здания церквей Московского патриархата во Франции служат базами для российских агентов), так и электронного шпионажа с возможностью перехвата переговоров. Ведь эта церковь находится очень близко от МИДа и недалеко от Елисейского дворца. Существуют опасения, что оттуда будут вестись прослушки переговоров в двух этих важных государственных зданиях.

— Почему, в таком случае, французские власти дали согласие на строительство такого центра?

— Очевидно, в силу некоторой наивности. Я также думаю, что изначально это был политический жест. Тогдашний президент Франции Николя Саркози хотел угодить Владимиру Путину, думая, что речь идет о политико-культурно-дипломатической витрине для России. А в результате, оказалось, что этот проект представляет настоящую угрозу для национальной безопасности.

— В книге вы пишете, что получили доступ к документу французских спецслужб, оценивающему количество российских агентов во Франции. В нем речь идет «о конфигурации эпохи холодной войны, но с большим количеством средств и людей». Один из опрошенных вами экспертов говорит: «Мы проиграли, у нас с Россией разные методы». Не в этой ли разнице принципов и методов также кроется объяснение?


— Да, Россия — страна, где спецслужбы играют важную роль. Во Франции у нас нет этой культуры. Наше общество гораздо более открыто, вопросы общественной безопасности стоят здесь менее остро, несмотря на исключительные меры, принятые после недавних терактов. Именно поэтому французское общество уязвимо, когда речь идет о попытках более или менее скрытой агрессии, которой занимаются здесь представители российской власти. Нужно понимать, что это разумеется, не прямая агрессия, а что-то вроде множества мелких ударов.

Например, хакерская атака на французский телеканал TV5 Monde, чья штаб-квартира находится в Париже. Эта была очень серьезная и профессиональная атака с физическим разрушением серверов телеканала. Ответственность за случившееся взяла на себя группировка «Исламское государство». Однако позднее следователи выяснили, что это была операция под ложным флагом, и что за случившимся, на самом деле, стоят российские хакеры.

— Не упрощают ли задачу российским властям те внутренние проблемы, которые сегодня разъедают и раскалывают французское общество?


— Разумеется. Франция затронута терактами, это повлияло на общий настрой в стране. Такая обстановка благоприятна для популистского дискурса и призывов к усилению мер безопасности. В России это прекрасно понимают. Мы помним, как Владимир Путин использовал теракт в Беслане в собственных политических целях. Мы видим, что страна, которая переживает теракты, оказывается политически уязвимой с точки зрения влияния на ее общественное мнение.

— Играет ли роль в отношениях между Парижем и Москвой предвыборный контекст во Франции? Станет ли эта тема важной для кандидатов?

— Изначально эта тема не должна была быть важной. Предвыборная кампания была в первую очередь ориентирована на вопросы безопасности, а также национальной идентичности, в частности на правом фланге. Но мы начинаем отдавать себе отчет в том, что существует стратегическая разница между политиками-государственниками, как правыми, так и левыми, которым свойственно поддерживать Владимира Путина, и более независимыми кандидатами или кандидатами, поддерживающими атлантистские позиции и, в частности, США.

Обсуждение
Комментариев: 31
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Зомбированный Путинойд
21 октября 2016, 13:23
Паранойя не излечима. Хотя вскылись факты прослушки пуделя спецслужбами США, (хотя пудель служит верно), но все равно: "Москва намерена прослушивать французских политиков." - мысли Москвы прочитаны...
Sаevam_Iram
21 октября 2016, 13:24
В парижской прессе появились забавные карикатуры. Купола показались хранцузам похожими на принца Лимона varlamov.me/2016/paris_church/99.jpg :)
Sаevam_Iram
21 октября 2016, 13:35
Минусуют хейтеры Джанни Родари? :)
Ретро Град
21 октября 2016, 14:17
Sаevam_Iram, Минусуют хейтеры _______________ ??? Щош ты прокалываешься-то постоянно, а? Ну нет такого слова в незаможной мове!
Sаevam_Iram
21 октября 2016, 16:02
Ретро Град, Вам виднее, какие слова есть в Вашей мове. :)
м
маша_купина
21 октября 2016, 13:40
Судя по статье, в куполах стоят подслушивающие секретные антенны. Вот пусть так и рисуют
woaland
21 октября 2016, 14:32
Sаevam_Iram, вообще-то французы тоже христиане. А это святотатство. Сразу понятно, кто хозяева французских СМИ... Смех сквозь пейсы.
aist99
21 октября 2016, 13:28
Трудно читать про маразм, будто Россия хотела получить это участок, чтобы следить за французским МИДом. Получается, что России там и собор не нужен, и не было бы его, не случись рядом МИДа. И Саудовская Аравия видимо за МИДом охотилась, и Канада, наверное это сакральное шпионское место.
Анфисонька
21 октября 2016, 13:29
scontent-cdg2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/fr/cp0/e15/q65/14716223_1168465123234221_5833669129539514686_n Вот она, наша красавица. Виден купол церкви ( фото сделано год назад ). Местонахождение великолепное. Рядом Эйфелевая Башня, через дорогу набережная Сены с мостами и проходящими баржами.
Анфисонька
21 октября 2016, 13:34
scontent-cdg2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/fr/cp0/e15/q65/14720540_1177876302293103_1474195495851671088_n А вот, с другой стороны.
МужикКакойта
21 октября 2016, 13:41
Анфисонька, Муся, а чего выше Эйфелевой башни не построили? С нашим то размахом..
Ии
Инвалид информационной войны
21 октября 2016, 13:30
"более независимыми кандидатами или кандидатами, поддерживающими атлантистские позиции и, в частности, США." Для Петросяна шутку сочинил ?
н
ню-ню
21 октября 2016, 15:25
Инвалид информационной войны, а че начало опустил. так еще смешнее: существует стратегическая разница между политиками-государственниками, как правыми, так и левыми, которым свойственно поддерживать Владимира Путина, и более независимыми кандидатами или кандидатами, поддерживающими атлантистские позиции то есть, я , прочитав такое просто упал. каково противопоставление, а? и очень интересно, что оказывается государственники (и правые и левые) все поддерживают путина, а независимые - нет? как интересно.
Н
Ника
21 октября 2016, 13:34
Очередная паранойя.
МужикКакойта
21 октября 2016, 13:38
Купола трансформируются... трансформируется...трансформируются в передающую тарелку. Представляю сколько туда "жучком" можно напихать..
konoko
21 октября 2016, 14:19
Уважаемый МужикКакойта, соглашусь с Вами! А ещё туда можно поставить ракеты! И ядерный реактор! И конных балалаечников! А если серьёзно - то получилось очень красиво. Стильно и вписывается в окружающую архитектуру. А паранойя у всех спецслужб - это состояние постоянное и очень полезное в их работе.
Команда Трампа
21 октября 2016, 20:48
МужикКакойта, жучком ? В Вашем возрасте штудировать с утра Камасутру - это моветон )).
m
m.f
21 октября 2016, 13:38
По прочтении этой статьи у меня появилось ощущение, что купола минаретов там были бы органичнее. Они это заслужили, в том числе своей искренней любовью к саудовской монархии. Позабавили строки относительно " существует стратегическая разница между политиками-государственниками, как правыми, так и левыми, которым свойственно поддерживать Владимира Путина, и более независимыми кандидатами или кандидатами, поддерживающими атлантистские позиции и, в частности, США" Государственники - это плохо, необходимы независимые или поддерживающие США)))
Вс
Вячеслав с севера
21 октября 2016, 13:48
И кто после этой статьи законченный параноик?:))
nickolai_tarasenko
21 октября 2016, 13:49
пиндосов ловят за руку на прослушке немцев и французов, но шпионит конечно за всеми Россия, вместо дипломатов разведчики только у России, небось Путин хочет выведать великую тайну лягушатников, когда они окончательно сдадут свою страну неграм и арабам...
konoko
21 октября 2016, 14:28
Уважаемый nickolai_tarasenko, Вы полагаете, что в почтовой службе как-то влияют на сроки "окончательной сдачи своей страны неграм и арабам"? Полагаю, что негры и арабы вполне не советуясь ни с кем это делают - и далеко не первый год. Собственно Уэльбек в своём романе Покорность вполне точно описал то, к чему это может привести в результате.
БЛ
Бобик Лисапедный
21 октября 2016, 13:50
Идиотизм зашкаливает. А мы хотим от них каких-нибудь внятных действий.
konoko
21 октября 2016, 14:23
Уважаемый Byin50, автор давно бьётся с "сетями Путина" - даже книгу написал про это. Таких как он - единицы, не сомневаюсь, что он спать не ложится, не проверив под своей кроватью - нет ли там Путина?
ЯС
Яков Сигизмундович Самаркандский
21 октября 2016, 14:29
ну про паранойю и "с больной головы на здоровую" можно не писать, выше уже осветили... а вот вопрос веры остался... нету французам веры, ведь то, что они пишут про нас - это проекция их собственного убожества, убожества без бога, убожества с Шарлё- прости Господи,-Ебдо.... интересно, в соборе Парижской Богоматери как воспринимают стёб Шарлей над нашим храмом? как и над мечетями? и над синагогами?...эх, Папаша...
woaland
21 октября 2016, 14:53
Его превосходительству генерал-лейтенанту Коробову В.К. Согласно плану мероприятий по культурному освоению Французской Республике к открытию российского духовно-культурного центра Святой Троицы "Шиповник" высадили, триптих из Мурманска (БН) установили. Подарочные свечи вместе с подсвечниками отправлены в почтовую службу Елисейского дворца, а также в служебную квартиру генерального секретаря национальной обороны Франции. Подарки благосклонно приняты и уже благовонят. Коллектив центра крайне расстроен по поводу неприезда на открытие Верховного главнокомандующего. Пастух передает из Альбиона, что старуху благословил. Глава Особой канцелярии и ОВЦС РПЦ Митрополит Волокаламский Илларион.
ЯС
Яков Сигизмундович Самаркандский
21 октября 2016, 14:56
woaland, лучше бы он(Пастух) старуху соборовал....
woaland
21 октября 2016, 15:43
zif.samarkandskiy, ну, если бы не стала исповедоваться, пришлось бы соборовать...
Ник Соболев
21 октября 2016, 15:03
А зачем, действительно, надо было строить там православный храм? Тем более в таком секретном городе. Построить, чтоб потом иметь проблемы с правоверной Францией?!
0
0ncnjqybr
21 октября 2016, 15:30
Похоже, маленькие зелёные человечки, причём - не наши, облучают французские спецслужбы из микроволновки.
Mordaunt
21 октября 2016, 15:48
1 церковь и сразу фото из Парижа напоминает Москву))
GreyCat
21 октября 2016, 21:02
Ведь эта церковь находится очень близко от МИДа и недалеко от Елисейского дворца. Существуют опасения, что оттуда будут вестись прослушки переговоров в двух этих важных государственных зданиях. -------- Да и Белый дом совсем неподалеку, если смотреть на маленький глобус. Франзузкий таракан пробегает это расстояние за пару минут, а сверхсекретная служба КГБ на боевом медведе, одетым в сапоги скороходы на ковре-самолете со стелс-технологиями.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем