В российском городе Орле, лежащем к юго-западу от Москвы (во Вторую мировую войну там развернулись исключительно кровавые даже для восточного фронта бои), недавно открыли первый в России (и как с гордостью подчеркивает местный губернатор, во всем мире!) памятник царю Ивану Грозному. Пожалуй, о том, кем был этот властитель, напоминать излишне: серийным убийцей-психопатом, который в этом плане сильно выделяется на фоне своих не отличавшихся особым гуманизмом предшественников и последователей, пришедших на московский трон. В припадке безумия он без причины убил собственного сына. Он приказал ликвидировать тысячу (дословно) бояр, то есть членов российской элиты, за то, что они якобы устроили заговор, хотя подавляющее большинство жертв были ему верны и не только не помышляли о покушении, но и о каком-либо противостоянии. Он убивал высокопоставленных московских священнослужителей, в том числе избавился от митрополита Московского. Так он относился к своим. Опустим подробности, как он расправлялся с населением завоеванных земель во время военных походов.
До сих пор в России его не считали фигурой, которая достойна особого культа. Неудивительно, что орловская интеллигенция отнеслась к идее губернатора без восторга, а некоторые ее представители даже пытались протестовать. Разные юридические шаги позволили отсрочить возведение монумента и добиться того, что информация о протесте вышла за пределы СМИ локального уровня. В какой-то момент даже показалось, что хотя возведение памятника поддерживали власти, вопрос окончательно не решен. По всей вероятности, все уперлось в Москву. А та решила дать памятнику зеленый свет. И монумент возвели.
Царь с крестом в поднятой руке въезжает в город на коне. Торжественное открытие своим присутствием почтил, в частности, приехавший из Москвы печально известный руководитель националистического байкерского клуба «Ночные волки» (мы помним борьбу за то, чтобы не позволить его членам приехать в Польшу) Александр Залдостанов (по кличке «Хирург»). На церемонии подчеркивалось, что Орлу (который якобы основал Грозный, хотя, как считают историки, «царь-дешегуб» лишь построил крепость рядом с уже существовавшим городом) многократно приходилось отражать набеги «европейских соседей». В зачитанном письме министра культуры Владимира Мединского говорилось о том, что Иван «сумел предпринять ряд смелых и решительных шагов, направленных на укрепление единства Русского государства». Монумент освятил личный духовник патриарха Кирилла старец Илий. Это показательно, поскольку ранее патриарх несколько раз выступал с резкой критикой царя, который убил, в частности, одного из его предшественников. Видимо, глава русского православия изменил свое мнение.
Почему? Ведь, повторю, Грозный не был героем в глазах большинства россиян. Даже цари XIX века не возводили ему памятников, поскольку разделяли всеобщее мнение, что он был просто человеком, страдавшим тяжелым психическим заболеванием. На появившемся в 1862 году монументе «Тысячелетие России» изображены почти все князья и цари (а также выдающиеся полководцы, ученые и священнослужители), но Грозного там нет, и неслучайно.
Более того: Россия чтит другого жестокого и отчасти безумного человека: Петра Великого. Однако он не только не проводил репрессий, сопоставимых с репрессиями Грозного, но и сумел укрепить Россию. На момент его смерти она во всех сферах стала более мощной, чем была, когда он взошел на трон. Часть россиян до сих пор почитает Сталина. В плане жестокости и террора он может сравниться с царем, а в масштабе даже превосходит его, но одновременно он добился для своего государства статуса сверхдержавы и покорил половину Европы.
Но результаты безумств и репрессий Грозного был противоположными. Несколько войн он, правда, выиграл, но проиграл самый важный конфликт периода своего правления — Ливонскую войну. Историки сходятся в том, что в момент смерти Грозного Россия по сравнению со временем правления его отца оказалась более слабым в политическом и экономическом плане государством. В итоге наступила Великая смута и Москва оказалась на грани потери политической самостоятельности.
Если несмотря на эти обстоятельства современное руководство решило поддержать идею возведения памятника, то есть сделать шаг в сторону включения Грозного в российский пантеон, это что-то означает. Петра I, несмотря на его безумия, чтят в России за его свершения. Сталина (по крайне мере на официальном уровне) российская власть не столько чтит, сколько не осуждает, потому что он укрепил государство. В кремлевском дискурсе он входит в число великих руководителей не благодаря репрессиям, а (повторюсь, по меньшей мере, на официальном уровне) несмотря на них. В свою очередь Грозного можно почитать исключительно за террор, массовые убийства, безумные репрессии: такими были основные события его царствования.
Этот террор, убийства и репрессии привели московское государство на край гибели, но (в той мере, в какой можно вообще рационально оценивать эту волну безумия) их идеологическое содержание имело антизападную окраску.
Антизападная идентичность Москвы сформировалась именно во время правления Грозного. Именно оно повернуло путь российского развития, который перед этим лишь немного отличался от европейского, на радикальные рельсы. Поэтому поколения российских интеллектуалов относились к фигуре Грозного скептически и неблагосклонно, а те, кто выбирал вариант «западничества», то есть выступали сторонниками институционального и культурного сближения Москвы с Западом, считали его (что естественно) отрицательным персонажем.
Этого было достаточно, чтобы российская власть назвала его героем. Ведь она избрала сходное направление и все более решительно ему следует, что может завершиться новой смутой… И осознание этого делает Грозного еще ближе к сердцам кремлевских властителей.