«Понравиться Западу, не рассердить Москву», — под таким заголовком политолог Naviny.by (23.10) Андрей Федоров рассуждает о возможности внешнеполитического лавирования страны. Он отмечает, что «Минск пытается исподволь усиливать западный вектор, отдавая формальную дань постсоветской интеграции».
«Официальный Минск заявляет о потеплении отношений с США и ЕС, не говоря уже о менее значительных игроках и о сохранении стратегического уровня в отношениях с Россией. Эксперты говорят, что в политике подобный баланс построить можно, а вот экономика еще длительное время останется завязанной на Россию. „Сегодня есть перекос в сторону России, и нет важных факторов, которые могут его серьезно изменить, он носит объективный характер из-за огромной зависимости от российского рынка, кредитов. Реально заменить эту зависимость никто не может, может только ее ослабить“», — уверен политолог Валерий Карбалевич («Белорусская деловая газета», 19.10).
Отвечая на вопрос «Завтра твоей страны» (19.10), почему НАТО не признает ОДКБ, как того желает Лукашенко, военный аналитик Александр Алесин полагает, что «НАТО и далее будет продолжать не признавать ОДКБ равным партнером, чтобы не усилить влияние России на международные дела. В ОДКБ страны объединены на условиях получения выгоды от России. Они хотят экономической и военной помощи, защиты своих режимов. Некоторые являются чисто номинальными членами ОДКБ, потому что хотят получать помощь, но не хотят усиления позиций России. По этим причинам, я думаю, ОДКБ продолжит существовать в нынешнем виде».
Сайт «Белорусский партизан» (17.10) поинтересовался, во что может вылиться для Белоруссии противостояние России с Западом. Политолог Павел Усов убежден, что «усиливающееся противостояние между Россией и Западом так или иначе сделает Белоруссию участником холодной войны». Философ Владимир Мацкевич считает, что «если начнется вооруженный конфликт между Россией и западным миром, нам достанется больше всего, потому что Белоруссия повязана рядом военных обязательств с Россией, и мы так или иначе окажемся на этой стороне фронта. Поэтому мы как никто другой должны быть заинтересованы в демократизации и либерализации российского режима, отстранении Путина от власти и приходе к власти в России более разумных умеренных сил». Аналитик Евгений Красулин отмечает: «Есть мнение, что Белоруссия может не на 180 градусов отвернуться от России, а только на 90. И это, мол, даст ей внеблоковый статус. Но, на мой взгляд, Россия не тот игрок, который позволит поворот хоть на один градус от себя».
Подводя итоги саммита ОДКБ, обозреватель газеты «Советская Белоруссия» (18.10) Евгений Кононович подчеркивает, что в силу обязательств, принятых страной по председательству в ОДКБ, на повестке дня оказался вопрос о том, как сделать организацию по-настоящему сильной, способной адекватно реагировать не только на происходящее в зоне ее влияния, но и в мире.
Комментируя информацию о предоставлении «Газпромом» скидки на белорусский транзит нефтепродуктов в российские порты, политолог интернет-газеты Naviny.by (18.10) Александр Класковский полагает, что «В стратегии перенаправления транзита явно слышится отзвук нынешнего противостояния Кремля с Западом из-за аннексии Крыма и кровавых событий на востоке Украины. Так что российский план переориентации транзита нефтепродуктов, в том числе белорусских, может оказаться для Минска очередной ловушкой „братской интеграции“. И новые серьезные противоречия между Лукашенко и Москвой на этой почве весьма вероятны. Особенно с учетом того, что клинч Кремля с Западом грозит затянуться на целую эпоху, а для белорусов это совсем не их война!»
Экономический обозреватель Naviny.by (19.10) Александр Ярошевич тоже отмечает, что поставки белорусских грузов через российские порты имеют несколько слабых мест. Во-первых, доставка занимает больше времени, поэтому на данный момент Белоруссия в основном поставляет нефтепродукты через Прибалтику. Во-вторых, белорусские компании немало денег вложили в развитие инфраструктуры в прибалтийских портах. В-третьих, белорусский бизнес имеет отлаженные схемы взаимодействия с прибалтийскими партнерами. «Теперь у Минска с европейскими партнерами диалог наладился, и нужды пугать их серьезными экономическими потерями уже нет».
«Россия, пытаясь увязать вопрос поставок нефти с очередными требованиями, просто создает предпосылки для нового нефтегазового спора, — подчеркивает газета „Новы час“ (19.10), комментируя решение РЖД о предоставлении скидки в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов в российские порты. — И почему „Российские железные дороги“ думают, что Белоруссия откажется от коротких, привычных и удобных маршрутов в их пользу? Честно говоря, нефтяной шантаж России уже надоел. Выгодность этого транзита для нас сомнительна. Понятно, что невыгодные для себя условия, пусть они и пять раз прописаны в межправительственных соглашениях, выполнять никто не будет».