Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Идея кажется весьма странной, но она оказалась вполне осуществимой благодаря некоторым обстоятельствам. Летучие мыши всегда ищут укрытие в здания, например, на чердаках и в других помещениях. В теории тысячи летучих мышей могли сжечь сотни деревянных построек. Предполагалось, что «мышиные» бомбы будут использоваться против японских городов, таких как Токио.

От «мышиных» бомб до первого в мире самолета-невидимки и одной из самых необычных подводных лодок в истории. Во Вторую мировую войну создавалось множество своеобразных, странных и эффектных вооружений, и SvD представляет некоторые из них.

Снаряды весом в семь тонн


Железнодорожное артиллерийское орудие «Дора» было построено с одной-единственной целью — пробить оборону французской линии Мажино, возведенной после Первой мировой войны, чтобы остановить будущее вторжение немцев.

«Дора» весила 1350 тонн и является самым тяжелым артиллерийским орудием в истории. Один ее снаряд весил 7,1 тонн и мог поразить цель на расстоянии 47 км. Чудовищную пушку обслуживал персонал в количестве 1200 солдат.

Создание «Доры» началось еще в середине 1930-х после того, как на Адольфа Гитлера произвел большое впечатление ее предполагаемый потенциал. Но во Вторую мировую войну быстро выяснилось, что «Дора» не годится для современных военных действий. Философия блицкрига строилась на стремительных и концентрированных прорывах с танками и поддержкой с воздуха. А «Дора» вписывалась лишь в статичную реальность Первой мировой войны. В битве за Францию в 1940 году немцы просто обошли линию Мажино, проведя неожиданную атаку через непроходимый Арденнский лес.

Но, несмотря на новые условия войны, «Дора» сыграла важную роль в одном из самых тяжелых сражений — осаде Севастополя на Крымском полуострове.

Силы вермахта вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года. Сначала наступление быстро продвигалось вглубь страны. Немецкая группа армий «Юг», чьей задачей был захват Украины, в начале октября отрезала Крым от остальной территории СССР. При этом Иосиф Сталин отказался эвакуировать оставшиеся на полуострове войска: Крым и порт Севастополь следовало защитить любой ценой.

К 30 октября 1941 года немецкие войска под командованием генерала Эриха фон Манштейна (Erich von Manstein) захватили большую часть Крыма и осадили Севастополь. Несколько попыток штурма показали, что взять город будет непросто. Манштейн решил начать блокаду портового города.

Настала очередь «Доры» вступить в битву. Орудие открыло разрушительный огонь по городским укреплениям. Они уничтожались одно за другим. Одним из выстрелов «Дора» даже сумела разрушить подземный склад боеприпасов, расположенный в море на десятиметровой глубине.
Битва за Севастополь завершилась в июле 1942 года победой немцев. В ходе осады погибли 18 тысяч советских солдат.

Когда удача на восточном фронте отвернулась от государств «оси», «Дору» перевезли в Германию. В апреле 1945 года она была уничтожена немецкими инженерными войсками.

Первый в мире самолет-невидимка


Весной 1944 года нацистская Германия оказалась в отчаянном положении. На востоке инициатива перешла к Красной армии, в Италии силы союзников начали наступление в направлении севера. Ходили слухи об их скором вступлении во Францию, в то время как немецкие города страдали от авиаударов. На ученых Третьего Рейха оказывалось сильное давление: от них ожидали «чудо-оружия» (Wunderwaffe), которое могло бы вернуть Германии удачу на поле боя и дать необходимую передышку.

Одним из типов такого «чудо-оружия» стал ME 262 — первый в мире турбореактивный самолет, чья эффективность намного превосходила самолеты противников. Однако у Германии был и еще более выдающийся самолет — бомбардировщик Horten HO 229, способный скрываться от радаров врага. Этот самолет с двумя реактивными двигателями был рассчитан на то, чтобы незаметно пробираться мимо знаменитой британской Early Warning System. Некоторые называют HO 229 первым в мире самолетом, созданным с применением технологии «стелс»: его профиль значительно уменьшал радиолокационную заметность по сравнению с любым другим самолетом Второй мировой войны.

Когда именно состоялся первый полет HO 229, неизвестно, большинство источников говорят о марте 1944 года, но некоторые указывают на май. Если подойти к информации критически, то надо заметить, что проект проходил с пометкой Kriegsentscheidend (труднопереводимое слово, примерно означающее «имеющий решающее значение для исхода войны»). Подобные проекты держались в строжайшей тайне.

Только когда война была почти проиграна, глава немецких военно-воздушных сил люфтваффе Герман Геринг (Hermann Göring) обратил внимание на дизайн HO 229. Геринг, на чьи суждения сильно повлияло злоупотребление опиумом, собирался к началу 1945 года построить 1500 таких самолетов.

Но до конца войны увидели свет всего три прототипа. Немцам представился случай испробовать HO 229 против более традиционного ME 262, и летные испытания показали значительное превосходство HO 229 в области аэродинамики.

После войны самолет попал в руки американских военно-воздушных сил. Мультинациональный оборонный гигант Northrop Grumman — лишь одна из множества компаний, черпавших вдохновение в конструкции HO 229.

Подводные лодки-камикадзе


В начале 1944 года военная удача отвернулась от императорской Японии. Вооруженные силы страны ответили созданием «особого оружия», что на практике означало оружие смертников.


Весь мир знает о японских пилотах-камикадзе, которые таранили вражеские корабли. Менее известен тот факт, что в Японии во Вторую мировую войну имелись и самоубийственные подводные лодки. Эти подлодки небольших габаритов представляли собой пилотируемые торпеды, они подплывали вплотную к корпусу вражеского судна и взрывались.

Такие подводные лодки получили название «кайтэн» — «возвращение на небеса» по-японски. Весной 1944 года были сформированы экипажи из «добровольцев», в основном подростков. После успешных испытаний флот заказал 100 аппаратов, каждый из которых был длиной 14,5 м и вмещал 1,5 тонны взрывчатки.

24 июля 1945 года караул на борту американского боевого корабля «Андерхилл» заметил на горизонте японский самолет-разведчик. Тот самолет передал в штаб японской армии данные о местонахождении «Андерхилла».

Подводная лодка недалеко от корабля выпустила две торпеды «кайтэн». Обе приблизились к американскому эсминцу, но одна бесследно исчезла, а вторая взорвалась, повредив корабль. «Андерхилл» быстро затонул, 112 моряков пошли на дно вместе с ним.

Однако «кайтэны» не спасли страну восходящего солнца. Они сумели уничтожить всего два американских судна, включая «Андерхилл».

Исчезновение французского «линкора»


Когда в 1927 году французская подводная лодка «Сюркуф» была спущена на воду, она была самой большой и тяжелой в мире. Длина подлодки, опускавшейся на глубину до 80 м, достигала 110 м, экипаж состоял из 118 человек.

Современники называли «Сюркуф» «подводным линкором», поскольку в ее вооружение входили два артиллерийских орудия калибром в 23 см.

На подводной лодке даже было место для самолета и моторного катера. Но с самого начала удивительное судно преследовали проблемы. Погружение на глубину 12 м занимало целых две минуты, что означало уязвимость перед авиаударами.

С момента вторжения нацистской Германии в Польшу в сентябре 1939 года, положившего начало Второй мировой войне, «Сюркуф» находилась в состоянии повышенной боевой готовности. Летом 1940 года Гитлер оккупировал Францию, и лодка отправилась в британский Плимут.

В первые годы войны карьера подлодки была весьма разнообразной. Ее основной задачей стала транспортировка высокопоставленных сановников из одной точки земного шара в другую. В ночь 18 февраля 1942 года произошло важное событие. Американское грузовое судно «Томпсон Лайкс», которое как раз миновало Бермудский треугольник, сообщило о столкновении с крупным объектом у самой поверхности воды. Ряд источников считают, что это и была «Сюркуф». Она так и не всплыла.

В войну вокруг французской подводной лодки возникали разнообразные теории заговоров. Одна из самых распространенных гипотез гласит, что подводную лодку утопил американский эсминец, когда она снабжала другую подлодку, немецкую, вещами первой необходимости.

Корпус погибшей подлодки так и не нашли, ее судьба до сих пор остается тайной.

Fritz X: научная фантастика стала реальностью


Управляемые ракеты и бомбы, которые сами находят цель, — обычное дело в современных оружейных арсеналах. Но мало кто знает, что первую бомбу такого типа разработали немцы во Вторую мировую войну.

В мае 1943 года немецкий Африканский корпус под командованием фельдмаршала Эрвина Роммеля (Erwin Rommel) капитулировал перед войсками союзников. Захват Сицилии и континентальной Италии был практически неизбежен. Немцам срочно требовалось высокоточное оружие, чтобы разгромить средиземноморский флот противника и не дать ему высадиться в Италии.

Таким оружием стала FX 1400, более известная как Fritz X. Это была первая управляемая бомба в истории и первая бомба этого типа, потопившая корабль. Радиоуправляемая бомба весом более тонны находилась под контролем радиста с самолета, сбросившего боеприпас.

Скоро выяснилось, что Fritz X очень эффективны в бою. Бомбы применялись исключительно средиземноморскими силами люфтваффе, их сбрасывали с легких бомбардировщиков Dornier Do 217.

Впервые Fritz X применили 9 сентября 1943 года. Часть итальянского флота уже капитулировала, и военно-воздушные силы немцев получили приказ уничтожать итальянские боевые корабли, чтобы они не попали в руки союзников. Самолет Do 217 сбросил одну Fritz X с высоты в 5000 м, целясь в линкор «Рома», и корабль, на борту которого были 1350 человек, затонул за минуту. Через полгода еще одна Fritz X уничтожила британский «Спэртан» вблизи порта Анцио.

К «мышиной» бомбе отнеслись серьезно


У американских вооруженных сил во Вторую мировую войну возникало множество необычных и новаторских идей. Но самое неожиданное предложение поступило от гражданского лица — стоматолога Лайтла С. Адамса (Lytle S. Adams), близкого друга «первой леди» США Элеанор Рузвельт (Eleanor Roosevelt).

Адамс предложил использовать летучих мышей для доставки зажигательных бомб в японские и немецкие города.

Армия сразу ухватилась за идею, и знаменитый инженер Луис Фейзер (Louis Feiser) создал прототип. Оружие действовало следующим образом: в огромный цилиндр помещались около 1000 летучих мышей. Цилиндр сбрасывался с обычного бомбардировщика, пролетающего на небольшой высоте, открывался, и мыши устремлялись в ближайшие убежища. К каждому животному была прикреплена маленькая зажигательная бомба с часовым механизмом.

Идея кажется весьма странной, но она оказалась вполне осуществимой благодаря некоторым обстоятельствам.

Летучие мыши всегда ищут укрытие в здания, например, на чердаках и в других помещениях. В теории тысячи летучих мышей могли сжечь сотни деревянных построек. Предполагалось, что «мышиные» бомбы будут использоваться против японских городов, таких как Токио, где имелось множество деревянных зданий.

Летучие мыши способны переносить грузы тяжелее собственного веса, так что бомбы могли быть сравнительно большими.

Оружие опробовали в 1943 году, и после целой серии удачных испытаний проекту был дан зеленый свет.

К счастью летучих мышей всего мира, это оружие никогда не применялось в бою. Разработчики проекта сообщили, что функциональная боевая версия будет готова в июле 1945 года. Но к тому моменту уже стало ясно, что союзники выиграли войну в Тихом океане, так что в проекте больше не было надобности.