Как стало известно DN, Сюзанне Остен (Suzanne Osten) снимет художественный фильм по ранее не известному сценарию Ингмара Бергмана «64 минуты с Ребеккой» (Sextiofyra minuter med Rebecka). В следующее воскресенье состоится мировая премьера радиопьесы Остен по тому же сценарию, который с 1969 года хранился в архиве.
7 августа 1969 года Ингмар Бергман (Ingmar Bergman), который тогда жил на Форё, написал последнюю реплику сценария «64 минуты с Ребеккой». По первоначальной задумке этот сценарий должен был стать вкладом Бергмана в совместный проект с Акирой Куросавой (Akira Kurosawa) и Федерико Феллини (Federico Fellini). Главная роль предназначалась для Кэтрин Росс (Katharine Ross), игравшей в таких классических картинах, как «Выпускник» (The Graduate) и «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy och Sundance Kid). Но сотрудничество быстро выдохлось, и сценарий отправился в стол. Его обнаружили лишь после того, как легендарный режиссер в начале 2000-х передал все свои материалы в будущий Фонд Ингмара Бергмана.
Премьера радиопьесы Сюзанне Остен «64 минуты с Ребеккой» в SR Drama на P1 запланирована на воскресенье 6 ноября. Сюжет напряженной драмы разворачивается вокруг беременной и эмоционально отчужденной учительницы, работающей с глухонемыми. Показано ее стремление к сексуальному и политическому освобождению на фоне революционной «волны 68».
«Это единственные 64 минуты, когда Бергман выступает как абсолютный феминист. В его фильмах всегда были сильные женские образы, но в этой пьесе он пошел еще дальше. Он находится во временном пространстве 1969 года, когда всю Швецию захлестнула волна перемен, и он уловил ее удивительным образом. Чертовски хороший сценарий!» — восклицает Сюзанне Остен.
«Учитывая, как долго я была врагом Бергмана, поначалу я вообще ничего не ожидала. Но я прочитала сценарий и была в безумном восторге. Когда-то мы с Бергманом были в одной струе, потом пошли разными путями», — рассказывает Остен, которая была активной участницей передовой феминистской организации «Группа 8».
То, что именно Сюзанне Остен берется за фильм по сценарию Ингмара Бергмана, — ирония судьбы в культурно-историческом смысле. Не секрет, что они были открытыми антагонистами до самой смерти Бергмана в 2007 году.
«При жизни Бергмана это было бы невозможно: он всегда хотел все контролировать и лишь ругался бы со мной. “О нет, только не эта проклятая стерва”», — смеется Сюзанне Остен, подражая характерному голосу демонического режиссера.
«64 минуты с Ребеккой» были написаны, когда Бергман стоял на пороге международной карьеры, и его привлекала возможность снимать за рубежом и на английском. Предполагалось, что фильм получит название «Белая стена» (The White Wall). За несколько лет до этого он уже создал серию новаторских фильмов — «Персона» (Persona), «Молчание» (Tystnaden), «Стыд» (Skammen), «Страсть» (En passion). Действие «64 минут с Ребеккой» плавно перемещается от реальности к сну, главная героиня попадает в различные напряженные ситуации.
«Да, хотя, может быть, это больше похоже на кошмарный сон. Во время записи пьесы мы шутили про ”Ребекку в Стране чудес”. Она попадает в юмористические ситуации в духе Кафки, — говорит Сюзанне Остен и продолжает, — Бергман заимствовал приемы французской ”новой волны” и Антониони, но наполнил их собственным содержанием. Это феминистский, нетрадиционный, гомоэротичный и антиавторитарный сценарий. Он невероятно смел, сложен и радикален».
Одна из сцен разыгрывается в секс-клубе, где играет избитый хит Сержа Гензбура и Джейн Биркин 69 année érotique. Бергман изобразил эпизод садомазохизма, в котором Ребекка просит мужчину заняться с ней сексом: «Я хочу, чтобы было по-настоящему больно».
«В сценарии говорится о женщине, которая исследует свою сексуальность, она обнаруживает, завоевывает и использует. Это не ”мило”, это другая сторона романтической любви без всякой сложной, составной сексуальности, которую тогда как раз начали обсуждать. Также Бергман изображает знакомство того времени с порнографией. У Ребекки есть склонность к саморазрушению, она чувствует себя изгоем и говорит, что не способна чувствовать. Но, как мне кажется, она контролирует ситуацию. По-моему, здесь слышен голос самого Бергмана. Как и в его собственных фильмах, в этой пьесе Бергман проявляется и в мужских, и в женских образах».
Остен добавляет, что в фильмах Бергмана конца 1960-х заметны отголоски политики, в первую очередь в «Стыде», который трактуют как комментарий Бергмана по поводу войны во Вьетнаме.
«В ”Стыде” поднимаются те же вопросы, которые сегодня стоят перед нами в Алеппо и Мосуле. Что с нами делает привычка молча наблюдать за происходящим? В кого мы превращаемся? Бергман изобразил моральный коллапс, но, к несчастью, на него напали левые во главе с Сарой Лидман (Sara Lidman), обвинив его в нежелании четко высказать свое мнение о войне во Вьетнаме».
«Одна из самых интересных черт Бергмана в том, что он писал тексты, допускающие разные толкования в зависимости от того, под каким углом посмотреть. Работа с этим сценарием стала невероятной радостью, он вызывал столько ассоциаций», — с восторгом говорит Сюзанне Остен.
Она так взбудоражена, что задумала создание полнометражного фильма по тому же сценарию. Шведский институт кинематографии недавно предоставил ей помощь на подготовку к экранизации. Премьера запланирована на юбилейный 2018 год, когда исполнится 100 лет со дня рождения Ингмара Бергмана.
«У меня множество идей о том, как лучше это сделать, но я пока все держу в тайне», — сообщает Сюзанне Остен. Прежде она сняла такие фильмы, как «Братья Моцарт» (Bröderna Mozart), «Ангел-хранитель» (Skyddsängeln). Ее последняя работа — «Девочка, мама и демоны» (Flickan, mamman och demonerna).
Обнаружение сценария такого уровня — уникальное событие, считает исполнительный директор Фонда Ингмара Бергмана Ян Хольмберг (Jan Holmberg). Известно, что Бергман написал несколько сценариев, фильмы по которым так и не были сняты, но о «64 минутах с Ребеккой» ничего не знали даже самые искушенные знатоки его творчества.
«Можно сравнить его с неопубликованным текстом Эрнеста Хемингуэя или неизвестной картиной Пикассо. Удивительная новость! Бергман создал его, будучи на вершине своего таланта, среди лучших из лучших. Это вам не ранняя работа, написанная в стол».
По мнению Яна Хольмберга, «64 минуты с Ребеккой» органично вписываются в творчество Бергмана и даже являются «недостающим элементом головоломки».
«Для Бергмана это очень захватывающий сценарий: помимо традиционных кризисов семейных отношений и связей между матерью и дочерью, там есть жесткий секс, гомоэротика, мощная феминистская перспектива, чего не наблюдается в большинстве других фильмов Бергмана», — подчеркивает Хольмберг и отдельно отмечает любимую тему Бергмана — трудности общения.
Весной Хольмберг предложил SR Drama поставить сценарий к бергмановскому юбилею в 2018 году, но никто не захотел ждать. То, что в режиссеры выбрали Остен, стало для Хольмберга настоящим сюрпризом.
«Я очень обрадовался: Остен и Бергман — это ”брак, заключенный на небесах”. Остен — одна из наших самых выдающихся режиссеров, с Бергманом у нее были сложные отношения, он ставил ей палки в колеса. Думаю, Бергман немного перед ней виноват, и уверен, что это будет грандиозно».