Комментируя итоги встречи глав правительств стран СНГ и ЕАЭС и беседы Дмитрия Медведева с Александром Лукашенко с глазу на глаз, корреспондент газеты «Советская Белоруссия» (28.10) Дмитрий Крят отметил, что за протокольными формулировками «угадывается откровенный диалог и о проблемах интеграции, и о результатах дискуссии в сфере поставок газа, и о таможенных проблемах». При этом он особо подчеркнул значение следующего заявления белорусского президента: «Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции…. Буду предельно откровенен: критическая масса накопившихся вопросов вызывает и в Беларуси тревожные настроения по поводу перспектив не только СНГ, но и ЕАЭС…. Если не будем выполнять договоренности, которые мы выстрадали, — это было не так просто — перспектив не будет ни у какого союза».
«Переговоры Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым, прошедшие в Минске 28 октября, пока покрыты мраком тайны, — пишет политолог интернет-газеты Naviny.by (28.10) Александр Класковский. — Понятно, что обсуждали, как окончательно развязать узел нефтегазовых противоречий. Москва, по логике Минска, не сдерживает своих интеграционных обещаний. А интегрироваться ради духовных скреп белорусское руководство явно не горит желанием. Так или иначе, к некоему временному компромиссу по нефтегазовым делам Минск и Москва придут, потому что деваться друг от друга им некуда. Но этот компромисс может оказаться взрывоопасным, потому что опыт показывает: ни одна, ни другая сторона не грешат педантизмом исполнения уже подписанных договоров. И почва для конфликтов такого рода может сохраниться аж до 2025 года, пока не будут созданы те самые общие рынки энергоносителей. Если им суждено быть созданными вообще: уж очень капитально забуксовал евразийский проект».
Сможет ли Лукашенко удержать власть без российских дотаций? Отвечая на этот вопрос, аналитик портала «Завтра твоей страны» (27.10) Александр Автушко-Сикорский высказывает мнение, что «Россия сама заинтересована в предоставлении дотаций белорусской экономике. Евразийская интеграция практически застопорилась. Москве ее надо как-то двигать вперед. Из того, как недавно разрешилась ситуация с дотациями по газу, можно судить, что Россия пошла на уступки в расчете заручиться обещанием от Беларуси: к 2019 году подписать соглашение об общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС».
В свою очередь эксперт Валерий Карбалевич отмечает, что «есть факторы, которые объективно влияют на сокращение российской помощи. В частности, падение мировых цен на нефть привело к уменьшению доходов Белоруссии от продажи бензина и дизтоплива. К тому же российский рынок стал меньше потреблять белорусской продукции. Немаловажную роль сыграло также вступление России в ВТО, благодаря чему выросла конкуренция. Все это, безусловно, является минусом для Белоруссии, но мало связано с решениями российского руководства. Просто Россия по объективным причинам перестала быть таким фактором поддержки, которым была раньше». Эксперт уверен, нынешняя белорусская модель социального государства исчерпала себя. Она перестала быть фактором развития. Экономика не развивается. Этот фактор более важный, чем объем российских дотаций, подчеркивает Карбалевич.
«Белоруссия ищет новых поставщиков нефти», — пишет «Наша ніва» (29.10), комментируя заявление главы концерна «Белнефтехим» Игоря Ляшенко о том, что «Белоруссия изучает возможности замещения российской нефти после завершения в России налогового маневра». Газета сообщает, что возобновлены поставки нефти в республику из Азербайджана.
В публикации подчеркивается, что «скрытые субсидии за нефть и газ в последние десятилетия лежали в основе белорусской экономической модели. Они давали конкурентные преимущества белорусским предприятиям перед продукцией соседних восточноевропейских стран, а заработанные деньги составляли основу белорусского бюджета. Взамен белорусские власти проводили политику русификации, вассальный курс на международной арене и в области безопасности и давали преференции для российских товаров и капиталов в рамках Таможенного союза. Глубокое падение российской экономики в результате удешевления нефти и взятый Москвой курс на конфронтацию с Евросоюзом и США привели к кризису прежней модели белорусско-российских отношений».
«Несмотря на непростые отношения с Россией, Белоруссия, пожалуй, не пойдет на продажу Украине технологий, способствующих созданию летального оружия», — такое мнение Naviny.by (26.10) высказал военный аналитик Александр Алесин, комментируя заявление президента Украины Петра Порошенко о создании в стране новых видов современного вооружения, которое вызвало «вал замечаний и комментариев российских экспертов».
Аналитик отмечает, что производимые в Белоруссии оптоэлектронные приборы, необходимые для создания систем наведения высокоточного оружия, «вроде бы и открывают широкие возможности для взаимовыгодного белорусско-украинского военно-технического сотрудничества: вы нам — двигатели для ракет, мы вам — системы наведения. Однако в этой на первый взгляд безукоризненной схеме есть существенный изъян. Учитывая нынешнюю конфронтацию между Киевом и Москвой, нельзя исключить использование в будущем пока еще гипотетического украинского ракетного оружия против России. Чего последняя постарается не допустить. Да и руководство Белоруссии вряд ли пойдет так далеко, как бы ни соблазняла возможная выгода».