О русскоязычном районе Нью-Йорка — Брайтон-Бич — слагались и продолжают слагаться анекдоты, мифы и легенды. И по сей день многие жители этого района называют Брайтон-Бич «нашим Советским Союзом».
За кого будут голосовать выходцы из Советского Союза с американским паспортом?
В поисках ответа на этот вопрос я отправилась на прогулку по Брайтон-Бич вместе с нашим постоянным нью-йоркским автором Владимиром Козловским.
Владимир эмигрировал в США более 40 лет назад, и хоть он никогда не жил на Брайтон-Бич, многие его здесь узнают и с ним здороваются. Узнают, потому что Козловский ведет передачу на местном русскоязычном телеканале, а большинство жителей района смотрят только телевидение на русском — российское и местное.
Многие из тех, кто сегодня живет на Брайтон-Бич, эмигрировали из Советского Союза примерно в то же время, что и Владимир Козловский — 30-40 лет назад. Но, в отличие от Козловского, который прекрасно говорит по-английски, некоторые эмигранты, живущие в этом районе, за все годы проживания в США язык так и не выучили.
«А зачем?» — отвечает вопросом на мой недоуменный взгляд Владимир Козловский, пока мы проходим мимо магазинов и кинотеатров с вывесками на русском. «Тут все говорят по-русски, в магазинах тебя обслуживают на русском, дома включаешь телевизор на русском. Не все люди стремятся выходить из зоны комфорта».
«Наша Одесса и наш Советский Союз»
Мы заходим в большой продуктовый магазин под названием «Золотой ключик». Тут есть все — от гречки до «Боржоми» — все, что было можно и нельзя купить в СССР, из которого 32 года назад уехала владелица магазина Элла Соболевская. И все по бросовым ценам, в три-четыре раза дешевле, чем на Манхэттене.
«Мы обожаем Брайтон, — говорит Элла. — Это наша Одесса и наш Советский Союз».
«Американцы — хорошие люди, но они нам не родные. А здесь мы чувствуем себя, как дома», — поясняет она.
У хозяйки «Золотого ключика» нет сомнений, за кого она будет голосовать на президентских выборах.
«Только за Трампа! Он начинал, как мы, он знает каждый винтик в своем аппарате. И он, я считаю, не вор, а вот Клинтон я не доверяю», — делится Элла.
О ненависти к социализму и любви к капитализму
Русскоязычный Брайтон-Бич на президентских выборах традиционно в большинстве своем голосует за кандидата от Республиканской партии. Многие коренные американцы не понимают, почему «русские с Брайтона» придерживаются таких взглядов.
Но Владимира Козловского выбор его бывших и нынешних соотечественников никогда не удивлял.
«Именно потому, что они жили в соцстране и на себе испытали все недостатки такой системы, они голосуют за капитализм, за снижение налогов и за интересы частного бизнеса», — объясняет он.
Но вот тезка Владимира, которого мы встречаем, прогуливаясь по Брайтону, говорит нам, что мнения здесь, как и по всей стране, разделились — примерно 50 на 50.
«Я буду голосовать за Клинтоншу, потому что как когда-то ее муж разобрался кое с кем в Югославии, так и она, надеюсь, разберется с Россией, а то уже невозможно терпеть такое поведение — я имею в виду то, что происходит на Украине», — говорит Владимир.
Трамп, по мнению Владимира, не разбирается ни в географии, ни в геополитике, поэтому представить такого человека в качестве президента мировой державы ему сложно.
«Один — клоун, другая — лгунья»
Может, Владимир и прав в том, что не весь Брайтон-Бич будет голосовать за Трампа, но среди десятков прохожих, с которыми мы поговорили, никто, кроме него, за Клинтон голосовать не собирался.
Парикмахер Регина приехала сюда более 20 лет назад из Одессы. Тот факт, что Дональд Трамп, судя по его выступлениям, не очень хорошо разбирается в географии и политике, ее совсем не смущает. Она все равно будет голосовать за него.
«Он сильный мужик. Он будет вести бизнес со всем миром. Неважно, что у него нет опыта, вокруг него много людей, они его научат».
Может, и научат, но, как говорит Владимир Козловский, оба кандидата крайне непопулярны в стране.
«Один — клоун, другая — две трети американцев считают, что ей нельзя доверять, она — лгунья. Поэтому выбор нелегкий», — констатирует он.
Манхэттен и совсем другие русские
От Брайтон-Бич до центра Манхэттена около часа езды на метро. Но если сравнить менталитет русскоязычных обитателей Брайтона и тех, кто работает или живет на Манхэттене, — расстояние будет измеряться не в часах и даже не в годах.
Совсем другой опыт американской жизни — вот что больше всего отличает людей, с которыми я разговаривала на Брайтон-Бич, от тех молодых русскоязычных американцев, с которыми мы встречаемся в центре Манхэттена.
Юрий, Александр и Георгий — им всем слегка за 30. Юрий и Александр эмигрировали в США в 1991 году в школьном возрасте, Георгий приехал всего восемь лет назад из Германии, куда в свою очередь он с семьей эмигрировал из тогда еще советской Эстонии.
Ровно четыре года назад я встречалась с ними здесь же в Нью-Йорке, и мы тоже говорили про выборы и про их политические взгляды.
На вид ребята совсем не изменились — все трое излучают энергию успеха. Изменилось ли что-нибудь в их взглядах и политических предпочтениях?
Работающий в финансовой сфере выпускник одного из престижнейших университетов — Корнельского — Юрий Беркович говорит, что его политические взгляды за последние четыре годы не изменились — он остался демократом.
Но нынешние выборы, по словам Юрия, кардинально отличаются от предыдущих, потому что кандидатура Трампа смешала всем карты.
Друг Юрия, финансовый аналитик Александр Вейцман тоже как был, так и остался демократом. Но и он считает, что феномен Трампа, которого он сравнивает с Хрущевым и одновременно с булгаковским Шариковым, отличается от всего, что было раньше.
Таможенный брокер Георгий Мифодьев, который четыре года назад говорил мне, что как человек, ассоциирующий себя со средним классом, он придерживается республиканских взглядов, продолжает считать себя представителем среднего класса, но его политические взгляды кардинально изменились.
И то, что многие американцы будут голосовать за Трампа, потому что «он более живой и на него интереснее смотреть», Георгий Мифодьев считает абсурдным.
«Мы кого выбираем — президента или участника «Дома-2»?— недоумевает он.