Хотя Китай на авиашоу в Чжухае впервые показал свой новый истребитель-невидимку J-20, Пекин продолжает покупать современные российские самолеты.
В то время как мировые СМИ сосредоточили свое внимание на паре J-20, российское правительство тихо объявило о том, что начинает работу по строительству 24 истребителей Су-35 компании «Сухой» для ВВС Народно-освободительной армии Китая. Пекин подписал контракт на покупку Су-35 в ноябре 2015 года, и его сумма составила по меньшей мере два миллиарда долларов.
«Поставка указанных самолетов в Китай осуществляется в сроки, определенные соответствующим контрактом, — рассказал московскому информационному агентству ТАСС заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов. — Сейчас осуществляется плановое исполнение первого этапа контрактных обязательств».
Ожидается, что к концу года Россия поставит НОАК четыре Су-35. Остальные самолеты должны быть поставлены в течение предстоящих трех лет. Но поскольку у Кремля имеется печальный опыт с продажей Китаю современной техники, Москва настояла на подписании соглашений о защите российской интеллектуальной собственности, что касается Су-35. В предыдущие годы китайцы копировали более старые версии самолетов Су, создав на их основе собственные модели Shenyang J-11, J-15 и J-16.
«Мы сформировали российско-китайскую рабочую группу с целью практической реализации данного соглашения, и в сентябре этого года она провела свою плановую встречу», — сказал Дрожжов.
Какие бы соглашения ни подписывал Пекин с Москвой, китайцы наверняка заинтересованы в той современной технике и технологиях, которые используются в Су-35. В своей нынешней конфигурации J-20 внешне в нескольких аспектах похож на настоящий истребитель пятого поколения. Чего явно не хватает Китаю, так это технологий производства современных двигателей и бортовой электроники для систем обеспечения боевого применения. Пекин наверняка очень сильно интересуют турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-41Ф1С компании «Сатурн», радиолокационные системы управления «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой, созданные в НИИП Тихоирова, а также комплекты средств радиоэлектронной борьбы.
Китай пока не доработал свой двигатель WS-10 для клонов самолетов «Сухого», и ему еще очень далеко до завершения НИОКР по двигателю нового поколения WS-15, который понадобится самолету J-20. Считается, что в настоящее время WS-15 проходит этап наземных испытаний, а летные испытания должны начаться через какое-то время на борту Ил-76.
Надо сказать, что Китай пока не продемонстрировал свои способности строить надежные реактивные двигатели, в том числе, и те образцы, которые он по сути дела украл у России. Похоже, что в настоящее время на J-20 установлена пара российских двигателей АЛ-31Ф, которыми оборудованы Су-27 и их многочисленные китайские копии. Покупка российских двигателей АЛ-41Ф1С может стать решением китайской проблемы в области моторостроения.
Есть признаки того, что на J-20 установлена РЛС с АФАР (активная фазированная антенная решетка). J-20 будет предположительно оснащаться РЛС KLJ-5 (тип 1475), которая якобы проходит испытания на борту Ту-204, принадлежащего Организации летных испытаний КНР. Однако подтвердить эту информацию невозможно, потому что НОАК не желает делиться данными о своих экспериментальных проектах. Тем не менее, известно, что Россия опережает Китай в вопросах разработки РЛС, и поэтому нельзя исключать, что Китай постарается собрать ценную техническую информацию о «Ирбис-Э».
Китайцы обладают преимуществами над русскими в сфере оптико-электронных/ инфракрасных систем прицеливания. Москва отстает в этой области из-за постсоветского экономического краха, пришедшегося на 1990-е годы. Похоже, что у J-20 имеется электронно-оптическая система прицеливания, установленная под носовой частью. Не исключено, что это разработка пекинского Агентства по науке, технологиям и исследованиям A-Star. Однако открытых (и надежных) данных о характеристиках этой системы обнаружения нет. Скорее всего, они уступают характеристикам американских и израильских систем.
Нет сомнений, что J-20 это большой шаг вперед для китайской отрасли военного авиастроения. Когда-нибудь Китай сможет разрабатывать и строить собственные реактивные двигатели, а также создавать электронику для систем обеспечения боевого применения, особенно если учесть, что Пекин вкладывает большие средства в военную авиакосмическую отрасль. Но этот день настанет еще не скоро. Если J-20 действительно обладает замечательными характеристиками, как это пытаются представить, то Пекин вряд ли стал бы покупать в таких больших количествах Су-35, поскольку это было бы бессмысленно.
Дейв Маджумдар — редактор National Interest, занимающийся военными вопросами.