Предлагается наградить больше тысячи «забытых героев», заслуживших эту честь. «Это много, сейчас мы завершаем свою работу», — говорит руководитель проекта «Боевая награда» Хетиль Хенриксен (Kjetil Henriksen).
До конца этого года правительству предстоит принять решение о том, кто конкретно будет награжден за свой вклад в победу. Это произойдет более чем через 70 лет после разгрома нацистской Германии.
В прошлом году Министерство обороны создало специальную группу. Задачей ее стало установление групп и отдельных людей, «в отношении которых неизвестно, получили ли они то признание, которое заслуживают». Причины могли быть разные — недостаток информации, соображения секретности или политические причины. Руководитель проекта Хетиль Хенриксен сейчас может рассказать о том, что инициатива получила удивительно большой отклик.
«Речь идет о более чем тысяче людей, — говорит он в беседе с ABC Nyheter. — Но некоторые предложения касаются групп, таких, как “военные моряки” и Милорг D.13. Так что на самом деле вопрос о том, скольких людей это касается, открыт», — говорит Хенриксен.
«Забытые герои»
Когда министр обороны Ине Эриксен Сёрэйде (Ine Eriksen Søreide) (партия Høyre) в январе этого года обратилась ко всем, кто располагает информацией о чьем-то выдающемся вкладе в борьбу против стран «оси», с просьбой направить предложения о награждении тех, кто этого заслуживает, она, в частности, сказала:
«Мы хотим найти забытых героев. Тех, кто был впереди и боролся, благодаря которым мы есть и благодаря которым мы верим в то, что верим. Они заслуживают почестей и признания».
Одним из откликнувшихся на этот призыв был Кай Экангер (Kai Ekanger). Он считал, что вклад в победу его отца Андерса Экангера (Anders Ekanger), его самопожертвование и бесстрашие, был проигнорирован, потому что отец в «Военной организации» (Milorg — норвежском Движении сопротивления, – прим. перев.) был членом группы коммунистической ориентации.
«После войны он был очень разочарован и огорчен», — сказал Экангер в беседе с ABC Nyheter.
Андерс Экангер был связан с изданием нелегальной газеты «Radio-Nytt» («Новости радио»), которая распространяла информацию от союзников в Стокгольме, Москве и Лондоне. В 1944 году его схватила Стапо, нацистская норвежская полиция, но он смог застрелить двух полицейских и несмотря на тяжелое ранение добраться до Швеции.
«Когда он находился под арестом, бандиты из Стапо его ужасно избивали», — рассказал сын.
«Мой отец заслужил большего»
Об огромном вкладе Экангера в борьбу, которую вело Сопротивление, рассказывается в нескольких книгах, посвященных нелегальной прессе в годы оккупации (в частности, в книге Ханса Люина (Hans Luihn) «Четвертое оружие», а также проекте ABC Nyheters, получившем ряд наград «Военное лето»), но от норвежских властей Экангера никаких наград не удостоился.
Когда Кай Экангер летом этого года обратился в Министерство обороны, он получил письмо, в котором говорилось об отце, в частности. что «к его вкладу в победу относятся с большим уважением. Без мужчин и женщин, настроенных так же, как он, не было бы победы».
«Я был очень доволен, когда прочитал это письмо», — говорит Экангер, который сам всячески поддерживает память о войне, в частности, ежегодно принимает участие в мероприятиях и памятника героям Сопротивления в Сарабротен (Sarabråten) недалеко от Осло.
«Но мой отец заслуживал большего. Молчание его огорчало», — говорит Кай Экангер, который в 1970-е годы был заместителем министра юстиции Норвегии и, будучи членом Рабочей партии, активно занимался политикой на уровне Осло.
Странные пробелы
Медали, о которых идет речь, это Военный крест с мечом, Медаль Святого Улава с дубовой ветвью и Военная медаль.
Помимо этого будет опубликована книга, в которой, в частности, будет рассказано о том, как проходило награждение ранее.
«То, что кому-то не была присуждена награда, выглядело немного странно, но этому есть объяснение», — говорит руководитель проекта Хенриксен в беседе с ABC Nyheter.
Он рассказал, в частности, что было принято решение не награждать индивидуально тех, кто был связан с Сопротивлением Milorg, в то время как в отношении лиц, связанных с британской Kompani Linge (Движение Сопротивления в Норвегии, поддерживаемое Великобританией — прим. пер.), — например, Макса Мануса (Max Manus) и Гуннара «Хякана» Сёнстебю (Gunnar «Kjakan» Sønsteby) было принято другое решение.
С другой стороны, есть еще моряки торгового флота, сопровождавшие полярные конвои, с ними во многом после войны обошлись очень несправедливо, но с наградами тут все в порядке. А в военных подразделениях вообще существовала практика присуждать высшие награды только старшим офицерам.
«В наше время может показаться странным, что военные кресты получали только руководители, в то время как другие — внесшие, возможно, больший личный вклад, — получали только военную медаль, а это соответствует третьему уровню. Но в каком-то смысле это следовало рассматривать как то, что руководитель получал награду от имени всех остальных», — говорит Хенриксен.
В группу, занимавшуюся проектом Министерства обороны, связанным с наградами за участие во II мировой войне, входили также историки Ларс Боргерсрюд (Lars Borgersrud), Сюнне Корель (Synne Corell) и Арвид Петтерсон (Arvid Petterson).