Определяющим событием недели для скандинавских СМИ стала проведенная в Копенгагене встреча на высшем уровне Северного совета — региональной организации, в которую входят Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. «В центре внимания — вопросы безопасности и обороны. Наращивание вооружений и военные провокации России на Балтике создают повод для беспокойства северных стран!», — пишет шведская газета Sydsvenskan (01.11). При этом Швеция «отвергала приглашение России обсудить практические меры по безопасности на Балтике» (Expressen, 01.11). Более того, «российского президента, который летом посетил Финляндию, в Швеции совсем не ждут». «Об этом и речи быть не может! — сказал премьер-министр Швеции Стефан Лёвен (Stefan Löfven). — Россия бросает вызов европейскому порядку, и мы должны выступить против этого единым фронтом» (Aftonbladet, 03.11). Северные страны, сообщил он, собираются «укреплять собственную военную мощь».
Стокгольмский институт Sipri оценивает российские военные расходы в 700 миллиардов крон в год (более 77 миллиардов долларов США) — в пять раз больше объединенного военного бюджета северных стран. Из них Швеция намерена в 2017 году потратить на оборону 46 миллиардов крон, Норвегия — 55 миллиардов, Дания — 30 миллиардов, Финляндия — 30 миллиардов, и не имеющая собственной армии Исландия — около 100 миллионов крон, сообщает Expressen (02.11).
Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен (Lars Løkke Rasmussen) также отметил «возросшую агрессивность России», а датский министр иностранных дел Кристиан Йенсен (Kristian Jensen) заявил, что «„Северный поток–2“ — это европейский вопрос, который должен обсуждаться в ЕС» (Aftonbladet, 03.11).
Со своей стороны министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём (Margot Wallström) во время встречи в Копенгагене призвала «выработать общую стратегию по отношению к России». Она также «не видит никаких оснований приглашать президента Путина в Швецию», зато «хотела бы встретиться с министром Лавровым». «В долгосрочной перспективе нам нужно обеспечить себе возможность помогать журналистам и правозащитникам в России, поэтому нужно иметь такие контакты между странами, которые смогли бы пережить авторитарный режим», — заявила Валльстрём на пресс-конференции (Sydsvenskan, 02.11).
Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг отметила плодотворное приграничное сотрудничество с Россией: «На севере нет такой напряженности, как на Балтике, у нас с Россией есть взаимопонимание по многим вопросам» (Independent Barents Observer, 03.11).
«В то время, как должностные лица демонстрируют единодушие, некоторые парламентарии призвали понизить градус риторики, — пишет Independent Barents Observer (03.11). — Бывший министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя (Erkki Tuomioja) обвинил шведские и финские СМИ в раздувании военной истерии. Норвежский депутат Коре Сименсен (Kåre Simensen), представляющий пограничную область Финнмарк, выразил надежду, что северные страны не станут поворачиваться к России спиной, а будут открыты для диалога».
Едва ли не ежедневно различные СМИ публикуют материалы с критикой «Северного потока-2». «Позволить России строить газопровод в ЕС одновременно с санкциями значило бы направить ей очень заметный сигнал. Нужно сделать ЕС независимым от российского газа», — пишет Nya Wermlands-Tidningen (02.11).
Сразу несколько газет отметили благотворное влияние российской угрозы на военную промышленность северных стран. Специализированное издание Teknisk Ukeblad (03.11) сообщает: «После российского вторжения на Украину США спешат купить новые норвежские технологии» для своих бронемашин Stryker. Ранее Dagens Industri (20.10) сообщала, что «Концерн Bofors хочет продать США противотанковое оружие, а другие страны уже стоят в очереди. Российская военная угроза — это просто подарок для шведского ВПК!»
Скандинавские СМИ уделяют рекордно высокое внимание президентским выборам в США и их влиянию на международную жизнь, в частности, на отношения с Россией. Общее мнение политиков изложил депутат Европарламента от датских социал-демократов Йеппе Кофод (Jeppe Kofod): «Это глобальная борьба, где такие деспоты, как Путин, хотели бы подорвать нашу демократию с помощью заскорузлых политиков — Трампа, Фараджа и некоторых из наших местных…» (Jyllands-Posten, 08.11).
В Норвегии известный специалист по России, научный сотрудник Института международных отношений Юлия Вильгельмсен (Julie Wilhelmsen) опасается, что «победа Клинтон может усугубить конфликт с Россией». Она считает, что «конфликт не выгоден ни России, ни Западу, однако обе стороны могут счесть себя обязанными действовать в соответствии со своей жесткой риторикой» (Hegnar Online, 07.11).
Особые неприятности аналитики предрекают именно Швеции из-за «феминистской» внешней политики ее министра иностранных дел Маргот Валльстрём (Margot Wallström): «Страшно даже представить себе Трампа рядом с нашим министром Валльстрём — это то же, что смешивать воду и нефть!» (Expressen, 06.11).
Обозреватель таблоида Expressen (06.11) Анна Дальберг (Anna Dahlberg) пишет: «Трамп — противоположность всему, чего Швеция пытается достичь на международной арене… Мы хотим прочных трансатлантических связей между США и Европой в свете того, как себя ведет Россия в нашем регионе. Трамп в роли президента — кошмар для Швеции!»
Настроения простых избирателей выразил постоянно живущий в Швеции американец Даглас Бирн (Douglas Byrne): «США выбирают между чумой и холерой! Политика — грязное дело, и нынешняя кампания это подтверждает. Поэтому народ не верит в политику» (Skaraborgs Allehanda, 07.11).
Накануне выборов в США шведская газета Expressen опубликовала статью под заголовком «Опасные связи: Керри веселился в гостях у близкого к Путину российского бизнесмена». Речь идет о вилле в окрестностях шведского города Мариефред, которую Андре Хайнц (Andre Heinz), пасынок государственного секретаря США Джона Керри, арендовал 20 августа, чтобы отпраздновать свою свадьбу с работающей в Каролинском университете Швеции исландкой Марией Мартеинсдоттир (Maria Marteinsdottir). На приеме, как пишет газета, присутствовали «голливудские знаменитости, в частности, Джоди Фостер» под охраной большого числа американских и шведских спецслужб.
Виллу, по данным Expressen, в 2013 году приобрел российский бизнесмен Вячеслав Михайлов, «в числе клиентов которого — российская армия, ФСБ и ФСО». «Понятно, что у него есть политические связи, — считает глава российского направления Шведского института международных отношений Мартин Краг (Martin Kragh). — Таково свойство российской экономики с ее обширным государственным сектором». Кроме того, Михайлов вместе с сыновьями Вячеславом и Вадимом фигурирует в «панамском досье» (Expressen, 07.11).
Шведские СМИ уделили много внимания культурной жизни России. Корреспондент Dagens Nyheter Анна-Лена Лорен (Anna-Lena Laurén) пишет об «угрозе свободной российской культуре»: «Экстремистские христианские движения получают все большую свободу действий. Они нападают на выставки искусства и заставляют театры снимать постановки с репертуара. По мнению российской интеллигенции, это стало возможно из-за того, что эти движения вошли в союз с Кремлем…
Однако российский мир искусства предпринял контратаку — Петр Павленский пригвоздил себя к Красной площади, поджег дверь штаб-квартиры ФСБ и сделал из суда над собой настоящий спектакль. Мария Алехина из Pussy Riot открыла сайт для помощи политзаключенным, а ее коллега Надежда Толоконникова распространила несколько видеосюжетов, из которых один направлен против Дональда Трампа».
«Кремль нуждается в экстремистах, чтобы самому выглядеть принципиальным и благочестивым, — заключает Анна-Лена Лорен. — У режима Путина нет собственного мировоззрения; вся его идеология заключается в том, чтобы оставаться у власти» (Dagens Nyheter, 03.11).