Три встречи ученых, занимающихся вопросами революции и гражданской войны, были проведены в связи с тремя годовщинами исторических событий XX века для более глубокого осмысления проблем сегодняшнего дня. Эта идея историка Андрея Сорокина вдохновила исследователей на проведение международной конференции, посвященной 80-й годовщине начала Гражданской войны в Испании (1936-1939), прошедшей в понедельник Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в Москве. Сорокин является директором этого архива, в котором собраны документы руководящих органов КПСС и других советских организаций.
Дата проведения конференции — 7 ноября — была выбрана неслучайно, а приурочена к «годовщине Великой октябрьской социалистической революции», подчеркивает Сорокин. Этой конференцией РГАСПИ открыла цикл международных дискуссий, которые достигнут своей наивысшей точки в 2017 года в ходе встречи, посвященной Октябрьской революции, и закончатся в 2018 году еще одной конференцией, посвященной окончанию I Мировой войны (1914-1918).
Революции, государственные перевороты, гражданские войны, вмешательство одних государств в дела других — вот круг вопросов, которые интересуют Сорокина. «Надеюсь, что интеллектуальная элита всех стран в будущем придет к соглашению о неких общих принципах с тем, чтобы преодолеть двойные стандарты при освещении похожих событий, где бы они ни происходили — в России в 1917 году, в Испании в 1936 или на Украине в 2014», говорит ученый. Неспроста в названии конференции, прошедшей в РГАСПИ, упоминается такое явление как гражданская война.
«История дает ответы на многие вопросы, открывает нам глаза на корни проблем и помогает решать их», утверждает Сорокин. «Политикам лучше бы перестать использовать историков в своих битвах». По его мнению, за 40 лет Испании удалось примирить людей, оказавшихся по разные стороны баррикад во время Гражданской войны. России этого не удалось сделать за 100 лет, потому что она до сих пор расколота из-за оценки советского периода в целом и Октябрьской революции 1917 года в частности».
РГАСПИ оцифровал архивы Коминтерна. В настоящее время его электронная версия (http://sovdoc.rusarchives.ru), доступная с 2015 года, включает в себя более 1 миллиона 700 тысяч документов, в том числе касающихся отношений с Коммунистической партией Испании, а также записи Долорес Ибаррури (Dolores Ibárruri), являвшейся членом Коминтерна.
Также произведена оцифровка так называемого Фонда 545, посвященного Интернациональным бригадам, состоявшим из иностранных добровольцев, сражавшихся за республиканцев (rgaspi.org). Эти документы в электронной версии также были представлены посетителям выставки, посвященной Интернациональным бригадам.
События октября 1917 года в России были революцией или государственным переворотом? И тем, и другим. «События, произошедшие на территории
бывшей Российской империи с 1917 по 1922 год, могут трактоваться лишь как революция, отправной точкой которой стал государственный переворот».
«В течение долгого времени сами большевики называли революцию государственным переворотом, разрушившим историческое российское государство, но при этом давшее возможность создать большое количество национальных государств, а также национальную самобытность, прежде всего народов Средней Азии, что сыграло для них положительную роль. Необходимо изыскать возможность примирения всех социальных и политических сил, причем не только в российском обществе, имеющих расхождения в оценке этого события», подчеркнул Сорокин.
«Окончание Первой мировой войны, в свою очередь, подводит к вопросу о возникновении национальных государств в Центральной и Восточной Европе», утверждает историк, убежденный в том, что проявления национализма в этом регионе, на Украине и в других государствах Центральной и Восточной Европы связаны с незавершенным процессом национального строительства«, начавшимся после той войны.
Конфликт между Россией и Украиной затруднил сотрудничество между архивами. С 2014 года архивные работники Украины не участвуют в работе трехсторонней комиссии вместе со своими коллегами из России и Украины. «Наши контакты (с архивами Украины) прервались», признает директор. Планировавшаяся совместная выставка, посвященная II Мировой войне, так и не состоялась.
Секретная часть
Документы РГАСПИ в основном рассекречены, нерассекреченной осталась лишь их незначительная часть, утверждает Сорокин. Нечто прямо противоположное происходит с архивами ФСБ, в которых хранятся документы НКВД. Именно в этих архивах следует искать ответы на вопросы о преследованиях троцкистов и анархистов в Испании и репрессиях в отношении бойцов Интербригад по их возвращении в СССР.
Как и другие российские архивы, РГАСПИ передает на документы, которые он хочет рассекретить, на рассмотрение межправительственной комиссии, ответственной за сохранение государственной тайны (30 лет). Она, в свою очередь, сообщает архивам о своем решении, не давая каких-либо объяснений. В 2014 году комиссия продлила до 2044 года гриф секретности на многих архивных документах. В том, что касается РГАСПИ, уверяет Сорокин, рассекречивание продолжается, и требования к нему не ужесточались.