Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин — скучный и охвачен страхом

© AP Photo / Pavel GolovkinПрезидент России Владимир Путин на церемонии награждения в Кремле
Президент России Владимир Путин на церемонии награждения в Кремле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Герой его новеллы — журналист (как и сам автор когда-то) средних лет. Современная драма, которая разыгрывается за пару часов, переплетается с послереволюционной историей России и приводит к размышлениям над вопросом о том, как же так случилось, что российские избиратели после нескольких лет необузданной свободы, оборотную сторону которой Шевелев не отрицает, снова выбирают старые порядки.

Михаил Шевелев много лет проработал репортером, своими глазами видел войны на территории распавшегося Советского Союза. Но затем у него сложилось впечатление, что журналистика в России утратила свое влияние, и он начал писать романы и переводить. В этом году его дебютная книга «Не русский» вышла на чешском языке. Герой его новеллы — журналист (как и сам автор когда-то) средних лет. Современная драма, которая разыгрывается за пару часов, переплетается с послереволюционной историей России и приводит к размышлениям над вопросом о том, как же так случилось, что российские избиратели после нескольких лет необузданной свободы, оборотную сторону которой Шевелев не отрицает, снова выбирают старые порядки.

Respekt: Вы изучали иностранные языки, работали переводчиком, а затем много лет — журналистом. Теперь вы занялись писательством и снова переводите. Что вас к этому привело? Неспособность журналистики изменить мир вокруг, как вы пишете в своей дебютной книге?


Михаил Шевелев: Да, я категорически отказывался быть журналистом в советское время. Потом началась перестройка, пришел Горбачев, а с ним — и подлинная журналистика, которая вдохновила меня, и я сменил профессию. Но потом опять вернулась советская власть, и журналистика кончилась. Так что я опять начал работать переводчиком.

— Можно ли быть в России независимым журналистом?

— Журналист должен где-то публиковаться. Для работы ему нужны газеты, журналы, радио или телевидение. Словосочетание «независимый журналист» не имеет смысла. Так что этот вопрос касается СМИ. Другое дело — совесть самого журналиста. Существует мало изданий, которые стремятся быть независимыми. И эти люди там печатаются. В Москве есть «Новая газета» и «Ведомости», в Екатеринбурге — «Знак. ру». Это из тех, которые я знаю. На телевидении нет ничего — там кладбище.

— Когда, по-вашему, в России кончилась свободная журналистика?


— Это случилось не вдруг. Процесс шел последние десять лет.

— С чем вы связываете ее конец?


— Я думаю, что началом конца была Вторая чеченская война. За десять лет были уничтожены все независимые издательства, телеканалы и радиостанции. Я не хочу критиковать никого из моих коллег. В России остались замечательные журналисты, но журналистики как профессии уже не существует. И финал положил Донбасс. Это был последний гвоздь в крышке гроба.

— Видите ли вы вообще разницу между современной российской журналистикой и советской?


— В принципе нет. Есть отличные, честные и хорошие журналисты. Есть и отличные публикации и хорошие издательства. Но как я уже сказал, хороших СМИ в России нет, как и медиа-рынка. И подобная ситуация очень напоминает Советский Союз.

— Вы сами долгое время работали журналистом. Какова доля реальности в вашей дебютной книге?

— Вряд ли можно написать что-то совершенно фантастическое. Всегда обращаешься к собственному опыту. Сначала было сложно. Я привык, что должен следовать фактам. И вдруг у меня появилась возможность придумать новых героев и позволить им делать, что они захотят. И они прижились у меня, так что однажды я уже перестал их контролировать. Они начали собственную жизнь.

— Что послужило главным импульсом к созданию книги, помимо ухода из профессии?


— Мне было важно написать подобную вещь. Я хотел сказать, что в том, какова Россия сегодня, есть и моя вина. Я не верю в коллективную вину. Я верю в личную. Всегда говорят, что мы сами должны каяться, но покаяние никогда не бывает коллективным. Это индивидуальный акт, и каждый россиянин должен каяться.

— Как же ваша книга вышла в печать, если является критической?

— Очень просто. Современную Россию заботят большие числа, телеканалы, радио и газеты, а книги, издаваемые тиражом три тысячи экземпляров, проще игнорировать.

— Можно ли сказать, что такие книги с небольшим тиражом, как ваша, это своего рода современный самиздат?


— Да. Похоже, что государству проще делать вид, что подобные вещи просто не существуют.

— Вы ощущаете особенную вину именно потому, что работали журналистом?

— В том, до чего дошла Россия, наша общая вина: одни начали войну, другие против нее выступили недостаточно решительно. Третьи что-то не доделали, а кто-то, в свою очередь, оказался недостаточно умен. Когда я был журналистом, я старался работать честно, но, судя по всему, я мог бы делать это лучше.

— Ваша книга называется «Не русский». Ощущаете ли вы себя хоть когда-нибудь русским?


— Я долго думал об этом и понял, что у меня какая-то блуждающая национальность. Утром я часто чувствую себя русским, а иногда я ощущаю себя грузином, в другой раз — евреем. В последние дни я, скорее, американец, потому что мне жаль американских коллег. Я ощущаю себя американцем, который голосовал против Трампа. Да, человек относится к той культуре и национальности, на языке которой думает. Но я не понимаю всех этих рассуждений на тему национальной гордости, которые так часто звучат в современной России. Мы якобы народ Достоевского, Толстого, Чехова. Но ведь ты — не Чехов, не Толстой, не Достоевский, да и в космосе никто из нас не был. Так что гордиться нечем. Гордым можно быть только за то, чего добился ты сам.


— Если бы в России были свободные выборы, кто бы на них победил?


— Свободные выборы не могут появиться за один день. Это длительный процесс. Сначала нужно освободить СМИ, потом позволить людям свободно вступать в политические партии. В Советском Союзе этот процесс продолжался пять лет, начавшись в 1985. И в 1990 году состоялись более или менее свободные выборы. Если завтра объявить свободные выборы, то победит Путин. И выборы эти будут такими же, как и прежде, а не такими, какими могли бы быть через пять лет.

— То есть необходимы символические 40 лет, чтобы бродить по пустыне, как в Библии?

— Да, так и должно быть. Мы ходили по пустыне 25 лет и решили — хватит. Но нужны еще 15 лет.

— Мы по-прежнему помним 1968 год. Следовал бы советским солдатам того времени покаяться?


— Я думаю, что речь, прежде всего, должна идти о людях, которые сами себя называют интеллектуалами, о тех, кто читает книги, кто образован и понимает, что происходит. Вина лежит в первую очередь на них. Солдат нельзя ни в чем упрекать. Они не могут каяться. Чтобы покаяться, нужно понимать, за что ты это делаешь. Каяться должны те, кто все понимал и молчал или, наоборот, оправдывал происходящее. И это касается не только 1968 года. Россияне должны извиниться за Афганистан и за Чечню.

Вообще, следует четко разделять российских политиков и российский народ. Российская политика заслуживает критической оценки, а российскому народу, помимо критики, нужно и сострадание. Он должен пройти по тому же пути, что и немцы, и их к этому тоже «вынудили». Сейчас я с интересом наблюдаю за поколением моего 17-летнего сына. Это первое поколение, которое считает свободу данностью. И попытки лишить их свободы это поколение воспринимает очень болезненно.

— Может ли один человек отвечать за историю своей страны?


— Любой человек несет ответственность в первую очередь сам за себя. Он должен ответить себе на вопрос, сделает ли он все для того, чтобы жизнь стала другой. Однако не перед кем у него нет никаких обязанностей. Если он стремится что-то изменить, то это хорошо — прежде всего для него самого. Но никого нельзя принуждать. Это вопрос родительского воспитания, и человек ощущает это сам. Нельзя сказать: «Встань с дивана, не смотри одни сериалы и пойди сделай что-нибудь». Кроме того, разные люди действуют, исходя из разных причин. Например, Гавел был успешным литератором и небедным человеком. Почему он все это делал? Ему было легче. Ему тогда лучше говорилось с самим собой. И он был отнюдь не единственным, кто так поступал в своей жизни.

— В вашей книге есть глава о Путине. Вы встречаетесь с ним в Санкт—Петербурге, где вместе выпиваете. Это правда?


— Да.

— А почему о нем больше ничего не говорится?


— Путин — скучный. Но потом появляется в книге, и хотя президентом там не называется Путин, речь идет о нем.


— Но Путин не только скучный, у него есть и другие качества, не так ли?


— Прежде всего, он незаметный…

— А показался ли он вам «нормальным» человеком?


— Тогда он не показался мне сумасшедшим. Он был какой-то никакой: не особенно умный, а просто скучный. Думаю, что он очень закомплексованный человек. Его проблемы с ним с детства. И главный его комплекс — страх. Он боится всего на свете, и больше всего он боится показать свой страх.

— В Чехии вы впервые побывали в 1974 году со своими родителями—журналистами и прожили тут два года. Какое впечатление на вас произвела Прага по прошествии стольких лет?


— Я счастлив. Я горд, что выучил чешский и могу на этом языке говорить, читать и думать. Но это сложное ощущение. В Праге я был с родителями, когда мне было 15 лет, и тогда о 1968 годе я ничего не слышал. Я радовался тому, что вижу вокруг, и не понимал, как меня воспринимают остальные, зная, что я русский. Когда я все понял, мне было невероятно неудобно. Я до сих пор это вспоминаю. Тем не менее здесь мне замечательно — лучше, чем в любой другой стране. То, что моя книга была опубликована в чешском переводе, я считаю честью для себя и искуплением личной вины за то, что я здесь ничего не понимал…