Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мир Трампа и Путина — не самый доброжелательный для церкви

Биограф Иоанна Павла II считает, что Ватикан должен изменить свою политику в отношении диктаторов

© AP Photo / Gregorio Borgia, PoolПапа Римский Франциск и президент России Владимир Путин в Ватикане
Папа Римский Франциск и президент России Владимир Путин в Ватикане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В центре противостояния переживающего кризис либерального универсализма и партикуляризмов оказалась католическая церковь. Какое из двух сталкивающихся представлений о мире для нее предпочтительнее? Светская стабильность либерализма или национальная раздробленность? Какой уклад позволяет церкви оставаться собой, учитывая, что ни варварам, ни якобинцам не удалось ее разрушить?

Время покажет, выльются ли во что-либо крики Дональда Трампа против «глобализма» и его заявления о моральном устаревании НАТО и ООН, однако его избрание обозначило переворот в мировоззрении. Либеральный порядок, регулировавший отношения в мире после окончания Второй мировой войны, по ошибке принятый за единственно возможный, претерпевает сейчас самое тяжелое свое испытание: от путинской России до Европы, сотрясаемой вопросами об идентичности, до национализма, воздвижения стен, налогов Трампа, восстановление древнего мирового порядка (или рождение нового постлиберального) является неизбежной данностью. Это конец конца истории.

В центре противостояния переживающего кризис либерального универсализма и партикуляризмов оказалась католическая церковь, универсальная по определению, но способная испытывать лишь неловкость при окончательном принятии либерального видения с его антропологическими предпосылками, не укладывающимися в христианское мировоззрение. Среди всего этого в Ватикане правит папа римский из Аргентины, жестко критикующий доведенные до крайности глобализацией экономические процессы и националистические течения, предвещающие дискриминацию и бесчеловечность в отношении мигрантов, ищущих свое будущее. Какое из двух сталкивающихся представлений о мире предпочтительнее для церкви? Светская стабильность либерализма или национальная раздробленность? Какой уклад позволяет церкви оставаться собой, учитывая, что ни варварам, ни якобинцам не удалось ее разрушить? Первыми в этой серии интервью над этой темой размышляли политолог Патрик Денин (Patrick Deneen), считающий, что для существования католиков предпочтительнее форма государства-нации, и Чарльз Тейлор (Charles Taylor), выдающийся канадский философ, полагающий, что церкви необходимо свободнее осуществлять свое призвание в либеральных рамках.


Джордж Вайгель (George Weigel), старший научный сотрудник Центра этики и общественной политики и биограф святого Иоанна Павла II, помнит переход Войтылы от «остполитик» к открытой и воинственной критике Советского Союза, «империи зла», боровшейся с Америкой Рональда Рейгана: «Я не считаю, что иерархи католической церкви, — говорит Вайгель Foglio, — задумались о последствиях возвращающегося национализма или бюрократического транснационализма. Это означает, что пора переосмыслить с самого верха основы дипломатии Ватикана, включая недавно появившееся стремление спокойно разговаривать с диктаторами и тиранами, прихватив с собой лишь малюсенькую палочку».

Упрощая разговор до того, кто за кого болеет, как обычно и разделяются между собой католики, особенно в Америке, Вайгель является сторонником консерваторов, его взгляд на отношения между церковью и миром подвержен влиянию Джона Кортни Мюррея (John Courtney Murray). Этот иезуит, предсказывавший сочетаемость либерализма и католицизма, сыграл важную роль в истории американского католичества, он обладал способностью влиять на мировоззрение как консерваторов, так и прогрессистов. В духе Мюррея Вайгель написал в своем «Tranquillitas Ordinis»: «Нет никакого противоречия между истиной католицизма и американским демократическим опытом». Даже в Америке Трампа? «Сложно сказать, потому что Трамп не обладает четким мировоззрением. Разумеется, он оказал воздействие на тех, кого обманула глобализация, он обращался к тем, кто устал от тирании политкорректности. Однако если он разрушит опоры, позволившие нам одержать победу в холодной войне и поддерживать мир на севере Атлантики, это будет плохо для всех».