Хотя сборная России на минувшем чемпионате Европы разочаровала, выступление русских во Франции запомнится надолго. Перед встречей с командой Англии в Марселе произошли крупные столкновения между российскими и английскими хулиганами, а на стадионе «Велодром» их русские сразу после свистка об окончании матча атаковали английский сектор. Эти кадры не только затмили собой сам турнир, но и выставили в неприглядном свете страну-хозяйку предстоящего в 2018 году первенства мира.
При этом имидж русских оставляет желать лучшего, причем уже довольно давно: в минувшие году российский футбол неоднократно привлекал к себе внимание в связи с расистскими скандалами. «Это последствия 90-х годов, когда множились праворадикальные фанатские группировки, а федерация футбола, клубы и Кремль никак не вмешивались в эти вопросы», — говорит Роберт Устян, представляющий инициативу «Болельщики ЦСКА против расизма».
Эта инициатива возникла три года назад в качестве реакции на расистские оскорбления в адрес Яя Туре (Yaya Touré) со стороны болельщиков в ходе матча Лиги Чемпионов ЦСКА — «Манчестер Сити». Это первая подобная инициатива российских поклонников футбола, направленная против вспышек насилия на стадионах.
Когда игроки леверкузенского «Байера» выйдут на матч с ЦСКА, в центре внимания вновь окажутся пресловутые хулиганы московского клуба — а вместе с тем и вопрос, что успело произойти в России после ужасающих беспорядков во Франции.
Тесная связь хулиганов, политиков и федерации футбола
Бесчинства в Марселе наглядно продемонстрировали, насколько на самом деле тесна связь между российскими хулиганами, политикой и Российским Футбольным Союзом (РФС). Олицетворяет эту связь Александр Шпрыгин, которого считают зачинщиком кровавых беспорядков. В 1990-х годах он был активным участником российских неонацистских кругов, а также лидером хулиганской группировки, поддерживавшей московское «Динамо». Позднее Шпрыгин стал лидером Всероссийской организации болельщиков (ВОБ), а также помощником заместителя председателя Государственной Думы Игоря Лебедева, сына праворадикального политика Владимира Жириновского, который прокомментировал в Твиттере беспорядки, учиненные в Марселе словами «Молодцы, ребята!»
Между делом, однако, в Москве осознали, что подобные вещи отрицательно сказываются на имидже России. С хулиганами стала активнее бороться не только полиция. Законы в этой сфере также ужесточаются. По мнению активиста Устяна, это связано, впрочем, не только с ЧМ-2018. «События на Украине, где „ультрас“ сыграли важную роль в ходе революции на Майдане, также заставили политиков скорректировать курс. События в Киеве напугали Кремль», сказал Устян в интервью нашему изданию.
Кроме того, в сентябре стало понятно, что правоохранительные органы больше не боятся брать под стражу лиц, еще летом находившихся в центре внимания общественности. Так, в ходе конгресса РФС именно Шпрыгин покинул его в наручниках и в сопровождении ОМОНа. Причем произошло это непосредственно перед включенными телекамерами, показавшими, как растерянного Шпрыгина выводят из уборной гостиницы, где проходил конгресс. По данным правоохранительных органов, Шпрыгин был одним из организаторов драки фанатов московского «Спартака» и ЦСКА весной этого года. «Это стало демонстрацией власти по отношению к Шпрыгину и его приспешникам», считает болельщик ЦСКА Устян.
Флаги с нацистской символикой
В то же время в ходе почти каждого тура чемпионата России становится очевидно, насколько российский футбол пропитан насилием и расизмом. Так, 15 октября в ходе игры второй лиги между воронежским «Факелом» и московским «Динамо» произошли ожесточенные столкновения между фанатскими группировками обеих команд.
Отвратительные сцены омрачили также московское «дерби» между «Спартаком» и ЦСКА в конце октября. Еще перед игрой произошло несколько драк между хулиганами, причисляющими себя к болельщикам обоих клубов, на которые беспомощно взирали сотрудники правоохранительных органов. А во время самого матча «ультрас» «Спартака» демонстрировали не только флаги с символикой СС и кельтскими крестами, но и антисемитские баннеры.
Впрочем, ни со стороны РФС, ни со стороны РФПЛ не последовало никаких санкций. А денежные штрафы были наложены на оба клуба за использование их фанатами пиротехники.