Фильм «28 панфиловцев» рассказывает историю русской дивизии, которая стояла насмерть, защищая Москву. Но некоторые ставят под сомнение достоверность этих событий.
Каждый советский школьник знал о подвигах последних 28 членов дивизии Ивана Панфилова, которая в конце 1941 года сражалась и погибла, чтобы остановить танковое наступление фашистов на Москву, и это стало одним из самых известных эпизодов в истории войны в Советском Союзе.
«Велика Россия, но отступать некуда — за нами Москва», — сказал солдат Красной армии, когда атака была остановлена. В конце у него из оружия остались только гранаты и бутылки с зажигательной смесью.
Споры о будущем фильме и в целом о мифологии вокруг истории панфиловцев начались еще весной, когда директор российского Государственного архива Сергей Мироненко сообщил в интервью, что под Москвой действительно шли кровопролитные бои, но все было не совсем так, как многие себе представляют.
Его слова вызвали возмущение, так что архив в течение лета опубликовал на своем сайте внутренний советский военный отчет 1948 года, в котором и было указано, что журналист красноармейской газеты сам додумал детали эпизода и цитаты, а также проигнорировал тот факт, что некоторые участники событий остались в живых, а один предположительно сдался немцам.
Он смастерил легенду в соответствии с советским требованием к солдатам погибать, но не сдаваться.
Министр культуры Владимир Мединский отреагировал с негодованием и заявил, что работа архивистов — не в том, чтобы выносить исторические оценки, и если Мироненко хочет сменить профессию, то пусть так и сделает. Вскоре после этого Мироненко уволили.
Националистский политик Владимир Жириновский в последние недели заявил, что это он на одном из заседаний правительства призвал уволить Мироненко. По его словам, его дядя сражался в дивизии Панфилова, а те, кто копает в поисках точных цифр, упускают саму суть эпизода. «Неприемлемо, когда кто-то из архива начинает говорить целой стране, что не было никаких героев-панфиловцев», — подчеркнул он.
Позже Мединский пошел еще дальше в защите фильма и отвращении к тем, кто ставит под сомнение эту историю.
«Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, мрази конченые».
Мединский добавил, что хотел бы посадить людей, которые «тыкали грязными жирными пальцами в историю 1941 года», в машину времени, отправить их в тот период и оставить в окопе лицом к лицу с фашистскими танками, вооруженных одной только ручной гранатой.
В дивизии Панфилова было много солдат из Центральной Азии, и в прошлом месяце Путин посмотрел этот фильм вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
При Путине победа во Второй мировой войне легла в основу современного российского самосознания, и не приветствуется ни критика Красной армии, ни упоминания о темных сторонах войны.
Огромное место, которая война занимает в национальной психологии русских, объяснимо, ведь Советский Союз потерял в годы Второй мировой более 20 миллионов граждан. Но ситуация, когда мифология доминирует над фактами, вызывает неловкость.
Учитель истории и председатель редакционной коллегии журнала о преподавании истории в школах Александр Морозов назвал фильм «большой ошибкой», добавив, что мифологизация войны лишь запутывает детей.
«Мы должны стремиться сказать правду. Конечно. Да, действительно бой был, героизм был. И об этом надо действительно было снять фильм… Посмотрев фильм, они лезут в интернет и видят там кучу критической информации о данном конкретном бое, и у них подрывается доверие к подобного рода вещам», — сказал он в интервью на радио «Эхо Москвы».