Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Все знают Микаэла Таривердиева, композитора, занявшего свое место в истории Советского Союза и России второй половины двадцатого века. Будучи признанным автором целого ряда классических произведений, он оставил важный след в области кинематографии и телевидения. Его музыка настолько органично вписалась в коллективную память народа, что порою граничит с фольклором.
Марио Лопеш (Mário Lopes)
В Советском Союзе он был одним из наиболее авторитетных и популярных композиторов, но в Португалии его имя совершенно неизвестно. Сегодня нам предоставляется редкая возможность познакомиться с его музыкой. В минувшую пятницу вышел диск «Ирония судьбы» с саундтреками к самому известному из 130 фильмов, с которыми работал композитор. Вы можете услышать их в конце этой статьи.
Все знают Микаэла Таривердиева, композитора, занявшего свое место в истории Советского Союза — и России в частности — второй половины двадцатого века. Будучи признанным автором целого ряда классических произведений, он оставил важный след в области кинематографии и телевидения. Его музыка настолько органично вписалась в коллективную память народа, что порою граничит с фольклором. Все знают Таривердиева? Да, в России он известен всем. Даже тем немногим, кто не знает его в лицо или по имени, но кто носит в себе его песни и мелодии, ставшие неотделимыми от сцен и персонажей фильмов, таких как «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Ирония судьбы» или самый популярный советский многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны».
Отгороженный от Запада Берлинской стеной и собственной вовлеченностью в советскую жизнь, хотя и не зависимую от режима, Микаэл Таривердиев оставался для нас тайной до тех пор, пока в конце прошлого года Earth Recordings под руководством вдовы композитора Веры Таривердиевой не объединила обширное и эклектичное наследие композитора, сопоставимое с сочинениями Нино Роты, Сержа Генсбура и Мишеля Леграна, в тройной сборник «Музыка к фильмам».
Это было открытием из разряда чудес: по тому, как в этой музыке, неизменно укорененной в русском фольклоре, сходятся американский джаз и французский шансон; по тому, как баритон, выдержанный в сигаретном дыме и полный таинственной грусти, выражает не минутное настроение, но состояние духа; по тому, как в музыке сочетается вдумчивое творчество с интуицией, за которой автор следует как за музой.
После издания «Музыки к фильмам» Earth Recordings продолжит заниматься распространением музыкального наследия Микаэла Таривердиева. А нам предстоит познакомиться с альбомом The Irony of Fate — Original Score, музыкой к фильму «Ирония судьбы» режиссера Эльдара Рязанова, комедии нравов, вышедшей на советский экран в 1975 году. Таривердиев написал музыку к этому фильму за две недели после того, как убедил режиссера отказаться от первоначального замысла: предоставить написание саундтреков сразу нескольким композиторам — и отдать всю работу ему одному. Мы услышим результат и найдем в этой музыке все главные качества композитора. И скажем даже больше: эта музыка без каких-либо потерь способна жить за пределами визуального пространства фильма.
Выпуск альбома The Irony of Fate — Original Score прошел в минувшую пятницу, Público дает своим читателям возможность с ним ознакомиться. И открыть для себя человека, родившегося в 1931 году в Тбилиси (Грузия) в армянской семье и скончавшегося в 1996 году. Открыть Таривердиева, которого все знают — простите, оговорился — которого все должны знать.