Ставка Кремля на победу Франсуа Фийона (François Fillon) или Марин Ле Пен (Marine Le Pen) — это беспроигрышная ставка, так как у них схожие позиции в отношении России, пишет интернет-издание Le Hiffington Post (25.11). Фийон никогда не изменял своим пророссийским убеждениям. Он убежден, что для Франции и Европы необходимо принять во внимание интересы Москвы и всегда выступал против сближения Грузии и Украины с НАТО. Сегодня он полностью поддерживает российское вмешательство в Сирии и настаивает на немедленной отмене западных санкций против России, оказывающей политическую, экономическую и военную поддержку сепаратистам Донбасса. Фийон считает, что Россию нельзя за это наказывать, поскольку, исторически Украина и все постсоветское пространство находятся в сфере российских интересов.
Le Figaro (25.11) задается вопросом: нужно ли Франции пересмотреть альянсы по отношению к США и России? Ален Жюппе (Alain Juppé), проигравший Фийону на праймериз, выступает в этом вопросе приверженцем голлизма [французская политическая идеология, основанная на идеях Шарля де Голля (Charles de Gaulles) – ред.] и утверждает, что Франция должна быть «самодостаточной», то есть не должна быть в подчинении у Вашингтона или Москвы. По вопросу смены модели отношений с Россией и США Фийон утверждает, что интерес Франции — не в том, чтобы поменять альянс и переориентироваться на Россию. «Мы — союзники с США и разделяем с ними основополагающие ценности, которые не разделяем с Россией. Кроме того, у нас есть оборонный альянс с США, который мы не будем ставить под сомнение». Как бы то ни было, он напомнил о необходимости «восстановить связь» с Россией и привести ее в Европу.
Libération (25.11) отмечает, что фаворит предварительных выборов никогда не скрывал свою расположенность к президенту Путину и желание наладить с ним отношения. Вопреки мнению западных властей, Фийон не перестает повторять в течение трех последних лет, что нужно протянуть руку Путину и вступить с ним в союз, а следовательно, и с сирийским деспотом Башаром Асадом, чтобы уничтожить общего врага в лице исламского тоталитаризма. В одной из своих книг, Фийон называет Путина нелегким партнером, который бывает жестоким, провокационным, но в конце любого спора не забывает выполнить все свои обязательства. Обращаясь к тезису «континентализма» Шарля де Голля («Европа от Атлантики до Урала» — прим.ред.), бывший премьер-министр подчеркивает в книге, что нет альтернативы диалогу с Россией.
Франсуа Фийону свойственна определенная наивность, и он поддался русскому шарму, при этом угодив в сети Путина, пишет парижская газета L’Opinion (28.11). По мнению автора статьи, считать, что с Россией обязательно нужно вести диалог, поскольку это самая большая страна в мире, ошибочно. Россия переживает демографический кризис и экономическую рецессию, а ее ВВП меньше французского. Единственная ее сила — это сырье. Владимир Путин никогда даже не пытался диверсифицировать производство, потому что представляет собой диктатора, который опасается гражданского общества. Неправильно мириться с тем, что он ведет свою страну в тупик империализма. Франция, разумеется, должна говорить с ним, но параллельно с этим необходимо, чтобы «царь» согласился слушать и отказался от территориальных притязаний в пользу внешней политики, отвечающей долгосрочным интересам России. Именно так нужно говорить с Путиным.
Российские СМИ с воодушевлением восприняли победу Франсуа Фийона. А вот американская пресса отнеслась к этому событию с большой осторожностью, пишет еженедельник L’Express (28.11). Обозреватели считают, что Франсуа Фийон воспользовался той же националистической и ксенофобской волной, которая облегчила победу Брексита и Дональда Трампа. Антагонизм реакции в США и России бросается в глаза. В СМИ обеих стран предлагают диаметрально противоположные интерпретации победы французского политика и, прежде всего, ее значения для предстоящей президентской кампании.
В продолжение темы газета Les Echos (29.11) отмечает, что победа Франсуа Фийона укрепила надежды Москвы на отмену западных санкций. В российских СМИ появился термин «эффект Фийона–Трампа». Так как, если Франсуа Фийон победит на президентских выборах в мае 2017 года, у Москвы появится второй союзник после Дональда Трампа в западном лагере. После победы американского миллиардера российские власти не скрывают своего энтузиазма.
Если лозунгом Ленина был «шаг вперед, два шага назад», то для Путина это «один шаг назад, два вперед», отмечает Les Echos (23.11). Москва будет размещать ракеты земля-воздух и баллистические ракеты в Калининграде, российском анклаве, расположенном между двумя странами НАТО, Польшей и Литвой. Системы «Искандер», способные нести ядерные боеголовки, уже переброшены под Калининград в ответ на угрозы со стороны США разместить первые элементы ПРО в Румынии. Лондонская The Times назвала перемещение российских ракет новой угрозой для Европы. А президент Путин в одном из интервью подтвердил, что его страна действует таким образам, потому что ощущает угрозу со стороны НАТО. Россия должна быть готова уничтожить с помощью ракетных комплексов цели, которые ей угрожают.
Резолюция Европейского парламента по вопросу борьбы с пропагандой российских СМИ и с исламскими террористами рассматривается в России как новая атака Европы после санкций 2014 года, пишет L’Humanité (25.11). Принятие этого текста станет проблематичным, поскольку он нарушает Хартию фундаментальных прав. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова надеется, что эта резолюция не повлияет на работу российских СМИ, хотя считает её настоящей атакой на свободу информации. Российские и европейские журналисты проведут одну встречу в Москве в декабре, а вторую в Брюсселе для поиска решений, способствующих избегать дезинформации и стереотипов с обеих сторон.
Le Monde (29.11) отслеживает ситуацию в Сирии. Войска Башара Асада захватили полностью северо-восточные районы Алеппо, по данным расположенного в Лондоне Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека (OSDH). При поддержке опытных иностранных военных правительственная армия провела обширную наземную и воздушную операцию. «Борьба стала неравной, потому что мы вынуждены сражаться с Ираном и Россией, а также с ополченцами из разных стран», — заявил Ясир аль-Юсеф, один из командиров группировки «Нур аль-Дин аль-Зенки».
Компания «Рено» считает, что «беспорядочный» российский рынок остается стратегическим для производителей автомобилей, которые видят в нем долгосрочные перспективы роста, пишет газета La Tribune (29.11). Поэтому она не собирается отказываться от своих российских проектов и надеется, что ее деятельность в России станет вновь прибыльной к 2018 году. Французы в составе альянса «Рено-Ниссан-АвтоВАЗ», обладая серьезной производственной базой и высоким уровнем локализации производства, надеются оказаться первыми, кто получит существенную выгоду, когда российский автомобильный рынок начнет восстанавливаться. Компания изучает вопрос о рекапитализации АвтоВАЗа, за счет чего она сможет увеличить свою долю до 72,5% капитала. Доля «Ниссан» при этом сократится с 12,5% до 5,5%, а российская госкорпорация «Ростех» будет контролировать 11%.