США страдают. Не население, конечно, которое проголосовало за Трампа в надежде на лучшую жизнь, но — политики и журналисты, привыкшие воспринимать Америку как господствующую державу мира. Они очень хотят вернуть 90-е годы прошлого века…
Страны мировой демократии в отступлении, — печалился известный журналист Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer). «Двадцать пять лет назад — в декабре 1991года — умер коммунизм, закончилась холодная война и исчез Советский Союз. Это был крупнейший распад империи в современной истории и без единого выстрела, — писал он в газете The Philadelphia Inquirer (06.12). — И было десятилетие, во время которого сообщество демократий расширялось — в Восточной Европе и бывших советских колониях. Эта эра закончилась. Автократии снова вернулись и растут, демократия в обороне, Соединенные Штаты отступают».
Журналист газеты The Boston Globe (06.12) сильно переживал в фантазиях о том, как альянс Трампа и Путина мог бы изменить мир. «Если Трамп и Путин организуют разрядку XXI века, то она привяжет США к авторитарной стране, печально известной политическими репрессиями, военными авантюрами, откровенным вмешательством в дела других государств, а также зловещими свидетельствами о нарушениях прав человека, — и все это уже переросло в культ личности Путина. Более того, такой альянс изменил бы глобальный порядок. Среди прочего, мы смогли бы увидеть расширение российского влияния, восстановление президента Башара Асада в Сирии, а также растущие опасения по поводу скрытых конфликтов интересов между Трампом и Россией».
Это стремление к конфронтации и фактически — к войне, было парировано группой авторов в статье «Даешь разрядку: новый призыв к миру, безопасности и сотрудничеству» (The Nation, 07.12): «Гражданские и религиозные лидеры возглавили новую инициативу, направленную на недопущение войны между Россией и Западом. … Выдвинутая инициатива, получившая название Détente Now (Даешь разрядку), нацелена на то, чтобы гражданское общество на двух континентах начало активные действия в поддержку диалога и компромиссов с российскими партнерами, например, в сфере укрепления доверия и безопасности между Россией и ее соседями».
Впрочем, это обращение останется известным только читателям журнала The Nation, так как ведущие СМИ, как и политики, имеют совсем другую точку зрения.
Конгрессмены намерены расследовать вмешательство России в ход выборов, заявила The Wall Street Journal (08.12), и эта тема была ведущей. «Усилия демократов получили поддержку обеих партий в среду, когда сенатор-республиканец Линдси Грэм (Lindsey Graham) рассказал CNN, что он проведет расследование действий России через подкомитеты, которые он возглавляет. Но усилия США публично расследовать то, что сотрудники разведки назвали кампанией „активных мероприятий“ Кремля, сталкиваются с неопределенным будущим».
Одновременно публику стали уверять, что Америка не одинока в своих страхах, оказывается, и Германия опасается российского вмешательства в выборы (The New York Times, 09.12). «Берлин обеспокоен тем, что Германия станет следующей страной в кампании Москвы по дестабилизации западных демократий по мере приближения национальных выборов в следующем году. Эти опасения усилились после того, как администрация Обамы обвинила российское правительство в нападении на электронную почту Демократической партии во время американской президентской кампании», — писала газета.
«Обама растопил сердца ястребов», — оповестил публику популярный портал The Daily Beast (10.12). В статье рассказано о решение президента Обамы поручить американским разведывательным агентствам составить доклад о хакерских атаках, имеющих отношение к президентским выборам, и о том, какое влияние «российские агенты» могли оказать на результаты голосования. «После множества брифингов разведывательного сообщества мне стало ясно, что именно Россия взломала наши демократические институты, попыталась вмешаться в процесс выборов и посеять раздоры», — заявил член Палаты представителей Адам Шифф (Adam Schiff), высокопоставленный демократ в Комитете Палаты представителей по вопросам разведки, добавив, что он «обрадовался», когда Белый дом объявил о намерении провести расследование, и призвал обнародовать как можно больше информации.
Избранный президент Трамп, судя по всему, тоже не лыком шит. Телеканал Fox News (11.12) отметил, что Дональд Трамп отвергает отчет ЦРУ о кибератаках России. Он сказал Fox News, что демократы распространяют подобные доклады, потому что сконфужены масштабом своего поражения на выборах. По его мнению, это может быть и Россия, но наверняка этого узнать нельзя. «Они понятия не имеют, Россия это или Китай, или кто-то сидящий где-то на кровати», — сказал он.
Практически шоком для ястребов, вероятно, оказалось воскресное заявление Джона Болтона (John Bolton) (бывший представитель США в ООН, который рассматривается сейчас в качестве заместителя госсекретаря США в администрации Трампа) о том, что «сообщения о вмешательстве России в президентские выборы могут быть „ложным флагом“, придуманным администрацией Обамы». В интервью телеканалу Fox News он утверждал, что администрация Обамы «политизировала» разведслужбы, и в этом может быть скрытый мотив утверждений ЦРУ о том, что русские взломали компьютерные сети, принадлежащие Национальному комитету Демократической партии. Он задался вопросом, «почему ФБР не выявило аналогичных доказательств вмешательства иностранных спецслужб, когда оно расследовало сервер электронной почты, принадлежащий Хиллари Клинтон?» (The Washington Post, 12.12).
Здравые мысли, а не только призывы к конфронтации, по-прежнему можно увидеть на сайте журнала The National Interest, который продолжает публикацию статей ведущих мировых экспертов о будущем отношений США и России при президенте Дональде Трампе (на сайте ИноСМИ они публикуются в сюжете «Российско-американские отношения: эксперты дают советы Трампу» — ред.).
Так, по мнению Джулии Ньютон (Julie Newton), «Главный урок, который мы извлекли из победы Трампа, заключается в следующем: не учитывать интересы притесняемых слоев американского общества — „никудышных“, с точки зрения истеблишмента — значит совершать серьезную ошибку. Новой администрации Трампа следует об этом помнить, когда речь идет о России, чьи жалобы и неуверенность в собственной безопасности должны, наконец, быть поняты и учтены Западом» (The National Interest, 09.12).
Другой участник дискуссии, Томас Пикеринг (Thomas Pickering), считает, что «Победитель американских выборов должен воспользоваться возможностью открыть путь к диалогу, который сейчас, очевидно, закрыт, скорее, по личным, чем по официальным причинам. Новый старт никогда не может быть прост, но его необходимо взять. Первые шаги должны стать решением каждой из сторон смягчить тон переговоров и игнорировать мешающие диалогу общественные заявления» (The National Interest, 07.12).
В связи с упомянутыми выше «опасениями Германии» по поводу «российского вмешательства в выборы» любопытна статья в The Wall Street Journal (09.12) о том, что «Немецкие компании начинают ставить на Москву — голубые фишки „Даймлер“ и „Хенкель“ наращивают инвестиции в российскую экономику». Рассказывая об интересе германских предприятий к инвестициям в Россию в ожидании подъема ее экономики, газета отметила: «Прямые инвестиции немецких компаний в России выросли до 2,05 миллиардов евро за первые девять месяцев этого года. Это превышает объем инвестиций за весь 2015 год и контрастирует с чистым оттоком средств в 2014 году, согласно статистике Центрального банка Германии».
О том, что Сирия прекращает боевые действия в Алеппо, сообщила CNN (09.12), ссылаясь на заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова. «Это самая крупная эвакуация жителей восточной части Алеппо, откуда выводят около 5 тысяч жителей», — сказал Лавров журналистам на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Гамбурге. Однако телеканал отметил, что съемочные группы CNN в Алеппо все еще слышат минометные выстрелы, несмотря на это объявление. При этом как бы само собой получалось, что стреляет сирийская армия, а не боевики…
А 12 декабря The Wall Street Journal признала, что «Сирийские повстанцы близки к поражению в Алеппо», так как потеряли контроль над одним из своих последних оплотов в восточной части города после «интенсивных боев с войсками режима при поддержке российских авиаударов и ополченцев, состоящих из тысяч иностранных мусульман-шиитов».
Результаты расследования о применении допинга в российском спорте стали темой статьи в The New York Times (08.12) уже накануне оглашения второго доклада комиссии Ричарда Макларена (Richard McLaren) для Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). По сведениям газеты, «В 2014 году было зафиксировано почти 1700 допинг-нарушений с участием спортсменов из 109 стран, по данным ВАДА. На долю России приходилось около 150 нарушений, больше, чем в любой другой стране. Россия также привлекла внимания из-за участия государства в систематическом сокрытии допинговых нарушений».
9 декабря вечером, после оглашения доклада, все СМИ как под копирку стали публиковать гневные комментарии в адрес России. «Более 1000 российских спортсменов извлекли выгоду из государственной допинговой программы, — сообщила телекомпания CNN (09.12). — „Систематическое и централизованное“ сокрытие применения допинга и в летних, и в зимних, и в паралимпийских видах спорта существовало с 2011 до 2015 год, заявил Макларен, в Лондоне в пятницу. Он также утверждал, что замена образцов мочи имела место во время зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года и „стала регулярной ежемесячной практикой Московской лаборатории“».
Единственный, выпадающий из мейнстрима, комментарий написала спортивный обозреватель газеты The Washington Post (10.12) Салли Дженкинс (Sally Jenkins). По её мнению, «Доклад ВАДА не достигает цели и зацикливается на неверных проблемах», кроме того, не заслуживает доверия ни этика этой организации, ни ее аргументы.
«ВАДА до сих пор занимается саморекламными судилищами и публичными осуждениями спортсменов, используя для этого результаты лабораторных анализов, которые не всегда надежны, — писала она. — ВАДА должно быть ликвидировано до тех пор, пока у нас у нас не будет строгих клинических исследований [медицинских препаратов] по усилению результативности, которых так сильно не хватает. Надо забыть об исправлении ВАДА — оно не может быть исправлено. Его надо заменить новой организацией, независимой от МОК, которой будет поручено проводить расследования и определять, что эти препараты на самом деле делают».