Чем дальше продвигаются сирийские правительственные войска в Алеппо, тем более истеричный характер приобретают комментарии СМИ. Заголовки пестрят словами о «массовом убийстве», «апокалиптической» ситуации и «гуманитарной катастрофе». В комментариях звучат обвинения в адрес России и Ирана, которые «поддерживают сирийский режим», а также призывы выразить протест против войны, которую ведут «Путин и Асад».
«Алеппо умирает, скоро город прекратит существование, — писала Der Tagesspiegel (08.12). — Выхода не разглядеть. Или? Путин и Асад хотят показать миру, что военное решение возможно, поэтому протест против их войны имеет значение, которое нельзя преуменьшать».
По мнению Berliner Zeitung (09.12), «Дамаск, Москва и Тегеран хотели бы использовать политический вакуум, возникший в результате смены власти в США и генерального секретаря ООН». «К весне 2017 года они хотят поставить всех перед необратимыми фактами на сирийском поле битвы и уничтожить повстанцев как военную силу».
Одобрительный отклик медиа получило совместное заявление Франции, Германии, Италии, Великобритании, Канады и США, в котором, по словам Sueddeutsche Zeitung (08.12), «политика России в Сирии подвергалась непривычно резкой критике». Газета посвятила теме два комментария, один из которых озаглавила фразой из заявления: «Кадры с изображениями умирающих детей разрывают сердце». Подчеркивалось, что в заявлении лидеров шести стран присутствовал намек на введение санкций против России из-за ее действий в Сирии.
Таблоид Bild (11.12) поместил интервью с министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), которая отметила, что «убийства в Алеппо — такой же позор, как препятствия перемирию в Алеппо, которые Россия и Китай чинят в Совете Безопасности ООН». В то же время фон дер Ляйен указала на то, что решение сирийского конфликта может быть «только политическим», иначе будет «слишком великим риск военной эскалации в отношениях между крупными державами».
Негативный резонанс вызвала вторая часть доклада Ричарда Макларена (Richard McLaren): подчеркивалось, что она подтверждает наличие государственной программы допинга в России в период с 2011 по 2015 год. Вторая часть доклада Всемирного антидопингового агентства (WADA) показывает, «каким огромным является масштаб» этой программы, отмечалось в сюжете радиостанции Deutschlandradio (10.12). СМИ широко цитировали слова Макларена о том, что «начиная с 2011 года, имел место институциональный заговор».
«Расследование Макларена основывается не только на показаниях главного свидетеля Родченкова и других разоблачителей, но и на судебно-медицинских исследованиях и конкретных доказательствах вроде манипуляций с допинг-пробами», — указал Der Spiegel (09.12).
«Чиновники, спортивные функционеры, тренеры и атлеты были замешаны в систему обмана», — писала Frankfurter Allgemeine Zeitung (10.12), добавив, что «такого рода тщательно выверенная система, как нам известно, существовала в бывшей ГДР». «Как и тогда, манипуляторы приспособили свои грязные уловки к правилам контроля, которые становились все сложнее. Наконец, в Сочи русским пришлось подключить спецслужбы, для того чтобы превратить позитивные допинг-пробы атлетов, употребивших в Сочи запрещенные вещества, в негативные».
Не заставили себя ждать критические отклики немецких политиков: в интервью Deutschlandradio (10.12) председатель комитета по спорту бундестага Дагмар Фрайтаг (Dagmar Freitag) потребовала отстранить Россию от участия в зимних Олимпийских играх-2018. К «уважению» в мире международного спорта, по словам Фрайтаг, относится «максимальная защита „чистых“ спортсменов от обманщиков, а это значит отстранение, пока в России что-либо не изменится».
Ведущие издания посвятили материалы годовщине распада Советского Союза, акцентируя внимание на том, что Владимир Путин считает те события «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». «Его политика зачастую интерпретируется как попытка повернуть вспять колесо истории, связанная с драматичными последствиями, прежде всего, на Украине и в Сирии. Поэтому в наши дни ретроспективный взгляд приобретает особую остроту», — отметил телеканал ZDF (11.12).
«Сегодня для Путина важно не восстановление Советского Союза», — считает московский корреспондент Die Zeit (08.12) Алисе Бота (Alice Bota). «Сейчас преобладает идеология, подобная передвижной декорации, в которой находится место и советским элементам. Сильная сторона этой идеологии состоит в ее гибкости и способности к маскировке: за нее сложно „ухватиться“, и она меняется, как того требуют обстоятельства. Она может выдержать даже самые крупные противоречия: проповедовать антифашизм, но поддерживать праворадикальные силы за границей; призывать к патриотизму, но грабить собственную страну; восхвалять величие России (то есть всех его этносов), но подстегивать национализм; осуждать военное вмешательство и одновременно бомбить Алеппо, превращая его в груду пепла; здесь почитать советскую символику, а там — царскую, с гарниром в виде благословения Русской православной церкви».
По мнению обозревателя Die Welt Герхарда Гнаука (Gerhard Gnauck), распад СССР был «крупнейшим геополитическим счастливым случаем XX века» (Berliner Zeitung, 09.12). «Так же как немцы должны были объединиться, чтобы идти собственной дорогой как единое целое, так и эстонцы и киргизы, русские и грузины, украинцы и узбеки должны были выйти из союза, который — чем дальше, тем больше — определяли принуждение, бедность, изоляция и отсталость, чтобы они могли идти своим собственным путем».
«Историк, эксперт по Восточной Европе Карл Шлегель (Karl Schlögel) назвал распад Советского Союза счастливой катастрофой, но для значительной части российского общества он был больше катастрофой, чем счастьем», — писала Die Zeit (08.12).
СМИ настойчиво распространяют тезис о возможном вмешательстве России в процесс выборов в бундестаг в 2017 году с помощью хакерских атак и дезинформационных кампаний. При этом издания неизменно подчеркивают, что «возможно, Россия таким же образом вмешалась в предвыборную кампанию в США».
В конце ноября с предостережениями о попытках Москвы повлиять на выборы в бундестаг выступил президент Федеральной разведывательной службы (BND) Бруно Каль (Bruno Kahl), а теперь к нему присоединились политики и глава Федеральной службы защиты конституции (BfV) Ганс-Георг Маассен (Hans-Georg Maassen). Маассен предупредил, что «полученная в результате кибератак информация может всплыть во время предвыборной кампании и дискредитировать немецких политиков» (Sueddeutsche Zeitung, 09.12).
О том, что растет беспокойство среди политиков, сообщил Der Spiegel (12.12). Журнал привел слова председателя СвДП Кристиана Линднера (Christian Lindner): «Можно уже сейчас предсказать, что управляемые Россией онлайн-СМИ будут распространять ложную трактовку [событий] и дезинформацию. Это вершина айсберга. Таким образом предполагается дестабилизировать нашу страну и укрепить позиции АдГ».
Об «опасности, связанной с манипулированием фактами или мнениями в период проведения выборов в бундестаг» рассуждали также представитель ХДС Вольфганг Босбах (Wolfgang Bosbach) и уполномоченный по внешнеполитическим вопросам фракции СДПГ Рольф Мютцених (Rolf Mützenich).