Вообще-то, если быть точным, их оказалось два, юбилеи, которые прошли в Баку незамеченными. Хотя на площади Фонтанов по сию пору дымятся мангалы с шашлыками, и несмотря на зловоние, исходящее от горелой замороженной говядины, толпы продолжают фланировать допоздна. Ничего не поделаешь, народ на то и народ, чтобы жаждать хлеба и зрелищ. Однако шашлыки дымятся по случаю надвигающегося нового 2017-го года — гуляй — не хочу! Хотя само число — 2017 — дает повод напомнить народу, что в сущности еще не так уж давно он стройными рядами вышагивал на другой площади — имени Ленина, считавшейся главным в азербайджанской столице, приветствуемый вождями в галстуках по случаю главного праздника на 1/6 части земного шара, именовавшемся СССР — очередной годовщины Великой Октябрьской революции.
Отчего бы не помянуть 100-летие позабытого нами революционного события, а вслед за ним 25-летие гибели СССР? День с одной стороны, не праздничный — дата распада СССР, чего уж прыгать от радости, с другой — событие, давшее жизнь новым независимым государствам, в том числе и родному Азербайджану. Получилось бы прямо по-азербайджански, в полном соответствии с мудрым народным наблюдением: «Бири ельмеся, бири дирильмез!» Что-то похожее есть и у русских — «Нет худа без добра».
«Как там дорогой Дональд?»
Ну, с народом все более или менее ясно: те, кто помнят страну, в которой прошла их жизнь, в которой при всех ее пороках у всех была уверенность в завтрашнем дне. Теперь эти люди доживают свой век в очередях за пенсией, над которой они бы в советские годы посмеялись — от 80 до 136 манатов. А вот куда подевался Михаил Сергеевич и другие «перестройщики»? М.Горбачев по старой привычке проводит дни подальше от постсоветского пространства, западные лидеры позаботились о его безбедной жизни. А остальные ушли в мир иной (Шеварднадзе Э.), забытые неблагодарными соотечественниками, или же приняли смерть, увлекшись сомнительными финансовыми операциями (Г.Старовойтова). Мог бы вспомнить о знаменательной дате Путин. Называл же он во времена иные гибель Советского Союза крупнейшей катастрофой ХХ века. Мог бы, между прочим, на традиционной своей пресс-конференции помянуть страну, вскормившую его, простого питерского парнишку, да санкции Запада, видно, не позволяют расслабиться, и все мысли об одном и том же: «Как там дорогой Дональд?»
Такие уж мы, евроазиаты!
По логике вещей на том можно было бы и распрощаться, как собственно сделали некоторые, например, Грузия, Украина. Однако создание Евразийского экономического союза говорит о потребности в углублении взаимоотношений. Можно говорить об очертаниях евразийской модели новообразования. Причем речь идет не о геополитической составляющей этой тенденции, а прежде всего, о ее цивилизационном факторе. Что ни говори, а бывших союзников по СССР продолжают связывать не только экономические факторы, но и исторические, причем чисто цивилизационно. На Западе, как и в либеральных кругах, считают, что СНГ — мертворожденное дитя позднесоветского мышления. В то же время в США не перестают говорить об угрозе коммунистического реванша и советской реставрации. Оставим для следующего раза обоснованность такого рода опасений. Ради того, чтобы напомнить о другой, чисто идеологической и нравственной болезни, которая разъедает российское общество, а вместе с ним и государства Евразии, в частности наш независимый во всех отношениях Азербайджан. Точнее, речь идет о двух недугах, имманентно присущих политической практике большинства стран, возникших на месте бывшего Советского Союза. Первый — это неуемное желание правящих переписать под себя историю, и второй — политическая мстительность, которая подменяет цивилизованное оппонирование, общепринятый принцип, которым давно руководствуются европейцы, и на которых так хотели бы быть похожими евроазиаты.
Увы, мы вновь становимся свидетелями новой трактовки трагической истории вообще и вытекающих из этого обстоятельства нравственных и политических выводов.
Приказано забыть!
За всей этой суетой вокруг очередной переоценки и ревизии прошлого просматривается другое — перезахоронить и одно из самых великих свершений в истории — период трансформации традиционной империи в империю социалистического типа со всеми его величайшими свершениями: строительством общества социального благополучия, победой над фашизмом, формированием двухполярного мира с утверждением ведущей роли в мировом раскладе сил советской державы. Что прикажете делать с этими историческими достижениями, господа? Просто перечеркнуть? Но ведь это значит лишь одно — неуважение к собственной истории. Так же как и то, что она, эта история, у нас переписывалась уже не первый раз. Что из этого вышло? Вот в азербайджанских учебниках уже нет упоминания о советском периоде развития. Приказано забыть? Не думаю — это все слова из старой народофронтовской песни. Она, эта песня, как была сильна неприятием всего советского, так и осталась. Но вот что любопытно, справедливо упрекая коммунистов в искажении национальной истории, национал-демократы переплюнули их именно в этом плане. В результате Эльчибей — свой, ему бы памятник, а вот Нариманов — чужой. Памятник ему снести не решились, а каменный комиссар Мешади Азизбеков вдруг исчез. Словно его и не было. Вместе с остальными бакинскими комиссарами. Разговорился недавно с одним юнцом о нашем бакинском метро. Услышал много интересного от племени молодого, незнакомого. Оказывается, власти правильно сделали, что одну из станций назвали «20-е января» — самого холодного дня в Баку (?!) и «28 мая» — тоже хорошо — день весны… Хорошо бы новым станциям присвоить имена июля, августа, сентября… Это — иллюстрация к разговору об исторической памяти.
А вот другой сюжет. В одной из школ по старой традиции попросили лучших учеников подготовить для дискуссии доклады о Великой Отечественной войне, в которой сражался и Азербайджан. Как говорится, в порядке военно-политического воспитания подрастающего поколения. Доклады — еще куда ни шло. Но что творилось во время дискуссии! Оказывается, во всем виноват был Советский Союз и лично Сталин. А Гитлер такой же вождь германского народа, как Сталин — советского.
Возможно, это дело скорее единичное, чем всеобщее. Но вот подумалось мне, что если создать комиссию, издать соответствующий высочайший циркуляр — объективно отражать исторические факты, имевшие место в Азербайджане с 1828 года по сегодняшний день. Что из этого получится, господа? Может, кто-то и напишет, что за 80 лет ХХ века Азербайджан впервые очертил пределы своего государства, впервые обрел государственное устройство европейского типа, стал страной передовой индустрии и аграрного производства, что это была страна с бесплатной учебой, бесплатным медицинским обслуживанием, что азербайджанское государство раздавало населению бесплатные квартиры, билет в театр стоил 3 рубля, цены на хлеб, масло, мясо, молоко оставались неизменными десятилетиями, если когда и повышались — на копейку-другую. Может и найдется исследователь, который расскажет обо всем этом. Да только кто ему поверит сегодня…