Российско-японские переговоры по «северным территориям» стали темой статьи консервативной «Санкэй» (22.12). Япония потерпела поражение в этих переговорах, подчеркивает газета. Главная причина заключается в следующем: японские СМИ и большинство японских экспертов и политиков в полной мере не осознают жесткую логику и менталитет российской верхушки, включая Путина, в отношении государственного суверенитета. Они наивно и оптимистично считали, что Япония нужна России и, если развивать экономическое сотрудничество в соответствии с пожеланиями российской стороны, а также продемонстрировать доверие и благие намерения японской стороны и поделиться настроением коренных жителей островов, то президент Путин уступит три или четыре небольших острова или хотя бы Шикотан и Хабомаи, площадь которых составляет всего 7% от всей территории Южных Курил.
То есть политика Японии в отношении России была необъективной и эмоциональной; она основывалась на вере в людей. При этом Россия вела себя хладнокровно и жестко. Она была более искусным переговорщиком, чем Япония.
Кроме того, необходимо разъяснить, отмечает издание, что Токийская декларация не настаивает на единовременном возврате всех четырех островов. По мнению «Санкэй», также важно одновременно развивать территориальные переговоры и экономическое сотрудничество, не забывая о взаимоотношениях со странами G7. Следует отказаться от наращивания только экономического сотрудничества, при котором территориальный вопрос окажется под сукном.
Деловая «Нихон Кэйдзай» (23.12) комментировала российско-китайские отношения. Напомнив об инциденте с пролетом китайского самолета над проливом Мияко между японскими островами Мияко и Окинава, газета выразила мнение, что у КНР была политическая цель: было необходимо оказать давление на сближающихся премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента Путина.
О причинах публикации этого сюжета рассказывает китайский военный эксперт: «Примечательно, что из этого видео можно понять, что Китай принял на вооружение российские СУ-30». СУ-30 — это доказательство российско-китайского военного союза. То есть в разгар российско-японской встречи было продемонстрировано, что Путин стоит на стороне Китая.
Издание констатирует, что Си Цзиньпина беспокоят действия Путина, который считается его лучшим другом.
Та же газета («Нихон Кэйдзай», 24.12) обсуждала визит в Японию писательницы Светланы Алексиевич. Издание пишет, что ее пребывание было недолгим, поскольку она посещает различные страны по всему миру. Несмотря на это, в Японии она отвечала на вопросы прессы, посетила место аварии АЭС «Фукусима-1» и получила почетную докторскую степень в Токийском университете иностранных языков. Алексиевич уехала, «высказав несколько глубоких мыслей».
Поскольку белорусская писательница в течение долгих лет серьезно изучала взаимоотношения между индивидуумом и социумом, а также исследовала такие темы, как война и аварии на АЭС, она обладает крайне пытливым и острым умом. В первый же день своего пребывания в Японии она неожиданно спросила у автора статьи: «Почему Япония стала проводить политику самоизоляции?» Когда он начал сбивчиво отвечать, тут же последовал другой вопрос: «Почему в Европе только Голландия являлась исключением?»
Алексиевич также говорила, что обществу нужна новая философия: не возврат к коммунистической идеологии, не стремление к зарабатыванию денег и не поиск спасения в религии. Философия не означает что-то сложное. В своем произведении «Чернобыльская молитва» она пишет, что хочет узнать смысл жизни человека и смысл того, почему мы живем на Земле. Подзаголовок книги — «Хроника будущего». У всех нас есть ответственность перед будущим, резюмирует «Нихон кэйдзай».
Телеканал NHK (27.12) сообщил, что выставка, посвященная 100-летию первых гастролей русского балета в Японии, открылась в посольстве России в Токио. В ходе мероприятия посол России в Японии Евгений Афанасьев подчеркнул важность развития культурных отношений между странами.
Комментируя крушение российского самолета ТУ-154 в Черном море, телеканал TV Tokyo (27.12) отметил, что признаков теракта нет. По сообщениям сотрудников аэропорта, все люди и багаж были тщательно проверены перед взлетом.