Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Монополия на власть в спорте

Коррупционные и допинговые скандалы напрочь подорвали доверие к ФИФА и сильно навредили МОК. Теперь обеим структурам требуется полное обновление, но ни в одной из них об этом говорить не приходится.

© AFP 2016 / Fabrice CoffriniГлава Международного олимпийского комитета Томас Бах
Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бизнес, связанный со спортом, набирает обороты по всему миру. Суперзвезды вроде Криштиано Роналдо или Усейна Болта становятся иконами мировой индустрии развлечений, оборот которой оценивается примерно в 80 миллиардов евро в год. Однако от яркой и привлекательной «обертки» этой сферы резко отличается положение дел в высших властных структурах мирового спорта.

Бизнес, связанный со спортом, набирает обороты по всему миру. Суперзвезды вроде футболиста Криштиано Роналдо (Cristiano Ronaldo) или «короля спринта» Усейна Болта (Usain Bolt) становятся иконами мировой индустрии развлечений, оборот которой оценивается примерно в 80 миллиардов евро в год. Однако от яркой и привлекательной «обертки» этой сферы резко отличается положение дел в высших властных структурах мирового спорта.

Несмотря на жесткую общественную критику в свой адрес, они продолжают действовать — в частности, как попечительские организации. При этом в их рядах процветают коррупция, манипуляции, финансовый беспорядок и допинг. В уходящем году все эти безобразия стали заметны, как никогда раньше. В «проигравшие года» вполне можно зачислить, в первую очередь, Международную федерацию футбола (ФИФА) и Международный Олимпийский Комитет (МОК).

Было бы наивно полагать, что с уходом «патриарха» Йозефа Блаттера (Joseph Blatter) ФИФА разом решила все свои проблемы. Взяточничество и теневая экономика являются глубокой и системной проблемой в подобных организациях. Кстати, уже вскоре после своего вступления в должность в феврале Джанни Инфантино (Gianni Infantino), сменивший Блаттера на посту главы ФИФА, допустил целый ряд серьезных ошибок.

Высокомерие функционеров не знает границ


За закрытыми дверями руководство ФИФА организовало заговор против руководителя собственной контрольной комиссии с целью избавиться от него. Комиссия по этике хотя и начала расследование в отношении Инфантино, в итоге оправдала его. Но неприятный привкус остался:

Специалисты по этике потеряли независимость от Международной федерации, потому что в соответствии с новым уставом ФИФА в ее состав в любой момент могут быть введены новые члены — то есть представители лиц, которых она должна контролировать. Реакция Инфантино была похожа на насмешку, когда он после этого показался на публике вместе с одним из футбольных функционеров, который в рамках коррупционного скандала в рядах ФИФА разыскивается министерством юстиции США, а на его арест выдан ордер.


Высокомерие функционеров не знает границ. Инфантино хочет сделать из ФИФА некий «гибрид» ООН и многомиллиардного концерна. А президент Международного Олимпийского Комитета, немец Томас Бах (Thomas Bach), видимо, рассматривает МОК и вовсе как некую миротворческую организацию и разъезжает в статусе дипломата по всему миру. При этом МОК определенным образом связан и со скандалом вокруг государственной программы по поддержке допинга в России.

Конец олимпийских идеалов


В реальности же олимпийский монополист больше не может обеспечить проведение «чистых» игр и защитить честных спортсменов, не пользующихся допингом, от обмана со стороны соперников. При этом, однако, участники Олимпийских игр, собственно, обеспечивающие МОК многомиллиардные прибыли, не получают прямой финансовой поддержки с его стороны. Эти средства распределяются среди многочисленных нижестоящих спортивных организаций, многие из которых коррумпированы и плохо управляются. А сколько последние изволят платить самим спортсменам, неизвестно.

С одной стороны, МОК прославляет олимпийский дух, взывает к ценностям вроде высоких достижений, fair play и взаимопонимания между разными народами. С другой стороны, его собственные действия никоим образом не соответствуют этим идеалам. В городах, принимающих Олимпийские игры, МОК зачастую играет важную роль в развитии городской инфраструктуры и тем самым, как, например, в Рио-де-Жанейро, несет часть ответственности за фактически бесконтрольный рост расходов на подготовку Игр вследствие плохого мани-менеджмента. По оценке специалистов Оксфордского университета, окончательная смета реализации олимпийских проектов превышает изначальную в среднем на 156%.

Никакой модернизации, как ни крути

Таким образом, Международный Олимпийский Комитет переживает сейчас тяжелый кризис доверия. Цена «реформационной повестки дня», провозглашенной Бахом, близка к нулю. Все больше и больше городов отказываются от участия в борьбе за право провести Олимпиаду у себя. На кону стоит вся бизнес-модель организации Игр. Противостояние Олимпиадам перестало быть уделом малых групп, превратившись в «мейнстрим». Люди отказываются от Игр, которые в действительности лишь «сжирают» огромные ресурсы, не принося никакой реальной пользы. Критики указывают на то, что Игры в последние годы проходят в странах с авторитарным стилем управления, погрязших в коррупции.

В ФИФА также не произошло никаких реформ. Саморегулирование, провозглашенное представителями национальных федераций, вполне можно считать провалившимся. Стратегия Инфантино состоит исключительно в том, чтобы расширить географию проведения крупных турниров вроде чемпионатов мира с целью заработать еще больше денег и распределить их между лицами, гарантирующими его дальнейшее пребывание у власти. В то же время так и не был введен серьезный риск-менеджмент; так и не были увеличены инвестиции в развитие необходимых систем по контролю за всеобщим соблюдением общепринятых правил.

Таким образом, главные международные спортивные организации по-прежнему крайне нуждаются в реформах. Концентрация всей власти в руках весьма ограниченного количества лиц должна быть нарушена; необходим жесткий контроль путем привлечения высокопрофессиональных специалистов в управленческие структуры, а также по-настоящему независимых наблюдателей — эти лишь некоторые из остро необходимых мер. А если мировые федерации и в будущем не продемонстрируют решимость в деле собственного реформирования, то, пожалуй, правильнее всего было бы нарушить их монополию и создать альтернативные организации, которые могли бы составить им конкуренцию.