Уважаемые участники ансамбля им. Александрова,
На самом деле сейчас неважно, кому я пишу — тем из вас, кто погиб в волнах Черного моря, или выжившим, кто, несомненно, продолжит вашу творческую и, главное, историческую традицию. Вы значили и значите очень много — не только для прошлого века, когда вас ваш основатель Александр Александров поставил, как живой щит, против насилия, сделав музыку проявлением веры в победу над теми, кто сеет ненависть и смерть.
У нас есть легенда, которую в свое время прославил писатель Ирасек, а после него распространял политик Неедлы, о том, что когда-то малочисленные, но мощно и громко поющие ряды гуситов заставили крестоносцев обратиться в бегство. В целом совершенно неважно, есть ли историческая правда в этой легенде. Она сама по себе придает страдающему народу определенную силу и веру в собственные силы. И все помнят эту легенду. Все дети (по крайне мере, моего поколения) знают, что означает фраза «Кто же вы, божьи воины?», и какое действие она оказывала — или могла оказать — на превосходящее по численности, но разношерстное войско противника, которое не сплачивала убежденность в важности общих идей и интересов. Это войско было отправлено на поле боя за деньги, а они никогда не победят истинную веру.
Но что гуситы… Именно вы, участники ансамбля имени Александрова, придали этой идее форму и институционализацию. Именно вы объезжали окопы Великой Отечественной войны и тысячам, обреченным на огромные страдания, вы давали каплю надежды для их усталых душ. Возможно, поэтому вы и не исчезли, уважаемые участники ансамбля, с наступлением так называемых новых времен. Возможно, долгое время многие воспринимали вас как символ истории, традиции, как своего рода оживший музей давних побед и жертв. И честно говоря, даже если бы это было так, все равно оно того стоит. Ведь ваше искусство вызывало восторг во все времена. Эта степень профессионализма, дисциплины, быть может, отчасти военной, но потрясающей своим художественным, и не только, результатом! Своими «калинками» вы ломали наивные представления о том, что истории не было, что все мы в постмодернизме вырваны из своих давних грядок и набиты в пластиковые сосуды и горшки, куда мировые правители подкладывают нам ядовитые удобрения в виде «правды» о том, что правды не существует, что все обман, и единственная цель — это сытое брюхо в кредит (рабство нового времени). Вы мешали этим инженерам будущего, потому что воплощали собой веру многих людей, не живущих в долг, в то, что в мире есть вещи поважнее, чем новая модель телефона.
Вы были безусловной опорой современной российской элиты, которая, унаследовав страну после Бориса Ельцина, растерянного машиниста с бутылкой самогона вместо мозгов и совести, поступила «по-донкихотски» и, к удивлению многих, с успехом вернула России самоуверенность и гордость. Путин не смог бы найти никого лучше, чем вы, ансамбль имени Александрова, по-военному выстроенных глашатаев той гордости, в которой Россия так нуждалась, чтобы не превратиться раз и навсегда в один большой «Макдональдс».
Значение этого возвращенного самосознания намного больше, чем многие из нас могут себе сегодня представить. Та Россия, которую когда-то Ельцин отдал в руки Буша-старшего и, главное, Билла Клинтона, буквально как индейцы отдали свою прерию, за бутылку огненной воды, несомненно, превратилась бы в темную, полную криминальных элементов периферию мира, которая пусть какое-то время эффективно поглощала бы кредиты, но при этом двигалась бы к неотвратимой катастрофе. И в эту катастрофу такая Россия увлекла бы за собой весь мир. Не будем забывать, что в этом предместье Вселенной есть красные кнопки, с помощью которых весь Земной шар можно отправить к чертям раз 150 подряд. И, как говорится, с момента, когда стало возможно сделать это хоть раз, главное, чтобы такого вообще не случилось.
Однако путь к этой надежде ведет не через подчиненную и униженную Россию, а через партнерство с уверенной, зрелой и демократизирующейся Россией, которую сегодня выстраивает Путин. При этом он опирается на историю своей страны, на тех, кто напоминает о давней и будущей силе и славе, в том числе на вас, участники ансамбля имени Александрова. В последние годы Путин старается поставить Россию на крепкие ноги, и так же вы все это время были, скорее, послами будущего, чем паноптикумом прошлого, как о вас отзывались те, кто не хотел ничего понимать, а хотел только контролировать. А таких людей везде полно, в том числе и у нас. Я уже представляю себе какую-нибудь журналистскую гиену, которая будет сыпать полными ненависти словами о том, насколько хорошо, что вместе с вами в море погиб символ ненавистной империи, которая лишила нас свободы в том далеком Великом Августе. Однако я уверен, что таких голосов будет немного, потому что по-прежнему большая часть общества покорна перед судьбой и не смеется ей дерзко в глаза, а с почтением относится к смерти, помня о собственной тленности, и не танцует на костях тех, кому даже в подметки не годится.
Я также уверен, что вас, погибших, сменит не меньший коллектив преемников, потому что там, где есть сильная идея и воля к вере, замена уже найдется сама. Если для вас, ушедших, живые и могут что-то сделать, так это продолжать ваше дело так же хорошо, как вы сами им занимались. И так и будет, вне всяких сомнений.
С уважением,
Петр Жантовский