Григорий Распутин относится к числу тех темных личностей, мифы о которых сохраняются десятилетиями. С приближением столетия его кончины было бы интересно подробнее рассмотреть историю и характер этого выдающегося персонажа, которого прозвали «сумасшедшим монахом». Именно этим занялся историк Дуглас Смит (Douglas Smith) в своей последней книге «Распутин: вера, власть и сумерки Романовых» (Rasputin: Faith, Power, and the Twilight of the Romanovs).
Распутин последний раз сомкнул глаза в ночь с 29 на 30 декабря 1916 года, в разгар Первой мировой войны. На следующий день его останки нашли в ледяных водах Невы. Следы ударов, ожоги и пущенная прямо в лоб пуля. Его убили. Трагическая судьба, как и у самой Российской Империи, которая распалась год спустя после убийства императорской семьи и самого царя Николая II.
Скандальная личность
Хотя церковь официально не признавала Распутина. Он был искренен в своей вере и, как пишет Смит, не заслуживал прозвища «шарлатана», которым его наградили, когда он обосновался у царской семьи. Причем это обвинение было далеко не единственным: зверь, интриган, пьяница, бабник и даже любовник императрицы… Двор явно невзлюбил высокого бородача за его близость к царице. Та, кстати говоря, обладала немалым влиянием в международной дипломатии и заставляла Николая II принять ее мнение истерическими припадками, о которых тот рассказывал своему премьеру.
Обожание императрицы
Как отмечает Смит, манипулятором там был, скорее не Распутин, а Александра Федоровна, которая отличалась слегка ненормальной психикой и диктовала свою волю августейшему супругу. Этого было достаточно, чтобы на несчастного Распутина обрушился вал критики. Стоит сказать, что сама царица считала Распутина святым. Она видела в этом высоком и действительно харизматичном человеке настоящего мудреца и провидца, вслушивалась в его рассуждения о ситуации в империи и предсказания будущего.
Разумеется, Распутин не был святым. А его репутация не была полностью надуманной. На его счету были походы по проституткам, он протащил нескольких друзей-священников в высшие эшелоны церкви и влезал даже в важнейшие решения правительства, в том числе в стратегию российской армии против немецких войск. Все это он вряд ли бы сделал, если бы императрица не питала к нему такого обожания. Кроме того, она лишь все больше сближалась с «сумасшедшим монахом».
Убийство
В целом Смит рисует портрет странного, противоречивого и харизматичного человека, который был искренним в своих религиозных убеждениях, но оказался не в силах справиться с представшими перед ним соблазнами и допустил ошибки, приведшие, как считают некоторые, к гибели империи.