Что касается подписания мирного договора, то в опубликованной после российско-японской встречи в верхах декларации говорится только о том, что совместная хозяйственная деятельность является важным шагом на пути к подписанию мирного соглашения. Главы обеих стран ограничились тем, что выразили серьезное намерение урегулировать эту проблему. Результаты встречи удручают: Путин и Абэ даже не подтвердили Советско-японскую декларацию 1956 года. Подвижки по территориальной проблеме нулевые.
Мне кажется, в последние несколько лет администрация Абэ рисовала себе такую картину: сначала достичь соглашения по возврату островов Хабомаи и Шикотан, затем углубить доверительные отношения и определиться, что оставшиеся Кунашир и Итуруп принадлежат Японии, после чего подписать мирный договор. Тем не менее, достигнутое в этот раз соглашение означает, что для России отправной точкой является то, что она не возвращает ни одного острова; что основной предпосылкой является укрепление доверительных отношений. Это отличается от позиции администрации Абэ. Углубление доверия оказалось приоритетнее возврата двух островов. Япония просчиталась, однако, скорее всего, другого пути нет.
Премьер-министр Абэ трезво оценил текущую ситуацию и предложил план экономического сотрудничества из восьми пунктов, а также выразил готовность начать переговоры о совместной хозяйственной деятельности на четырех островах для того, чтобы укрепить доверительные отношения между странами. Некоторые эксперты критикуют власть, опасаясь мошенничества со стороны России, но это неправильно. Эти проекты принесут выгоду обеим странам. Отношения будут развиваться только благодаря укреплению экономического сотрудничества.
Кроме того, как отметил президент Путин в ходе пресс-конференции, для того, чтобы урегулировать проблему «северных территорий», Россия должна быть уверена, что после возврата на островах не появятся американские военные базы. В противном случае между Россией и Японией не будет доверительных отношений в области безопасности.
Для этого необходимо понимание и поддержка со стороны союзника Японии — США. Японские власти должны договориться с Вашингтоном, что на возвращенные острова американо-японское соглашение о безопасности распространяться будет, однако Япония не будет предоставлять США военные объекты.
Сложно судить о прогрессе в доверительных отношениях с Россией. Тем не менее, даже если на это уйдет время, важно сделать первый шаг в направлении создания открытой структуры для урегулирования проблемы. Для этого в ходе последующих переговоров необходимо отказаться от требований вернуть все четыре острова сразу.
Прежде всего, необходимо углублять взаимное доверие, развивая сотрудничество на основе экономической мощи Японии. Одновременно следует добиться понимания со стороны США, искусно используя дипломатические способности. Возможно, именно это приведет к тому, что сначала будет подписан договор о дружбе и сотрудничестве, который будет способствовать возврату двух островов: Шикотана и Хабомая.
Если Россия вернет эти два острова, доверие начнет укрепляться еще более активными темпами. Благодаря постепенному поступательному движению появятся перспективы для возврата Кунашира и Итурупа.
Япония должна двигаться шаг за шагом, используя свой экономический потенциал и дипломатические возможности. Именно это и есть тернистый и длинный путь к заключению мирного соглашения.