Редакция газеты Dagens Nyheter задала три вопроса шведскому спортивному обозревателю Юхану Эску о «Тур де Ски-2017», допинге и российских лыжниках.
DN: Твое высказывание по телевидению о том, что нужно отстранить либо вообще всех российских лыжников от «Тур де Ски-2017», либо всех допустить, вызвало большой резонанс во всем мире. Ты не мог бы объяснить, что именно ты имел в виду?
Юхан Эск: Доклад Макларена очень много рассказывает о том, что в российском лыжном спорте используется допинг, но мы так и не знаем, какие именно русские лыжники замешаны в этом. Мы не знаем даже, те ли это лыжники, что участвуют именно в гонках. То, что на контейнерах с допинговыми пробами с Олимпийских игр в Сочи были царапины, еще не доказывает, что сами спортсмены нарушали правила. Ясно только, что допинговое мошенничество, согласно докладу, систематически совершалось в лаборатории, где проводились пробы, поэтому мы должны либо исключить всю команду, либо оправдать ее полностью. Неправильно отстранять от соревнований отдельных игроков, когда мы получили информацию лишь в таком объеме.
— Александр Легков, Максим Вылегжанин, Алексей Петухов, Евгений Белов, Юлия Иванова и Евгения Шаповалова отстранены от «Тур де Ски-2017», но 13 других российских лыжников допущены, включая с Сергея Устюгова, который лидирует в общем зачете. Маркус Крамер (Markus Cramer), главный тренер самой большой группы в российской сборной по лыжным гонкам, прокомментировал твое высказывание следующим образом: «Более чем несправедливо говорить или думать, что и другие лыжники, кроме подозреваемых, использовали допинг. Так можно постоянно ходить и подозревать то одного, то другого спортсмена. Если так пойдет, можно вообще заканчивать со спортом». Что ты скажешь на это?
— На мой взгляд, прямо сейчас все российские лыжники могут быть одинаково подозреваемы или оправдываемы, неважно, отстранили их или нет. Единственное, что мы сейчас знаем, это то, что российская допинговая лаборатория мошенничала с допингом, и поэтому очень важно узнать больше, именно для того, чтобы эта подозрительность исчезла.
— Так значит было бы разумно отстранить всю русскую лыжную команду от гонок, так, как это было с российскими легкоатлетами на Олимпийских играх?
— Да, именно сейчас было бы разумно обойтись с российской лыжной командой как с единым коллективом. Но как раз что касается команды легкоатлетов, я считаю, это наказание было ошибкой. Отстранили как актуальных участников, тех, кто сдавал пробы на допинг и получил положительный результат, так и тех, кто не был в этом замечен, например, Елена Исинбаева. Что же касается лыжников, речь, похоже, идет о том, что пробы были фальсифицированы после того, как их сдавали именно участники, это совсем другое дело.