Событием недели стал доклад Шведского института международных отношений (UI) под названием «Российская стратегия влияния с помощью дипломатии и активных действий применительно к Швеции». «Россия распространяет все больше фальшивых новостей», — пишут в совместной статье в профессиональном журнале Journal of Strategic Studies сотрудники института Мартин Краг (Martin Kragh) и Себастьян Осберг (Sebastian Åsberg). Приводится, в частности, «распространявшаяся среди СМИ фальшивая телеграмма о том, что бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) станет премьер-министром Украины». Впоследствии газеты убрали эти данные и, по мнению Мартина Крага, поступили неправильно. Вместо этого они «должны были поместить сообщение о том, что Россия распространяет дезинформацию и пытается повлиять на работу СМИ».
Краг призывает проявлять бдительность всех — отдельных политиков и власти в целом, предприятия, СМИ и даже частных лиц (Dagens Nyheter, 07.01). В другом интервью Себастьян Осберг остановился на основных выводах доклада: «Стратегическая цель России — ограничение выбора политики безопасности Швецией… В течение двух последних лет против Швеции ведется скоординированная кампания, включающая дезинформацию, пропаганду и поддельные письма. Причин для этого несколько, но основная — вопрос о членстве в НАТО; Россия хочет минимизировать присутствие НАТО в Балтийском море» (Sydsvenskan, 07.01).
В свете этого директор шведского Управления гражданской обороны Хелена Линдберг (Helena Lindberg) подписала соглашение с Центром стратегических коммуникаций НАТО (Stratcom) в Риге; теперь там будет постоянно находиться представитель Швеции (Dagens Nyheter, 11.01).
Доклад UI произвел большое впечатление не только внутри страны, но среди ее соседей. В частности, в Дании есть мнение, что «здесь недооценивают российскую угрозу, а вот шведы уже готовятся к войне с Россией…». Глава кризисного управления МЧС Дании Мадс Эклон (Mads Ecklon) объясняет, что «датские спецслужбы считают маловероятным нападение России на входящую в НАТО страну…, между тем Швеция — не член НАТО, поэтому там ситуация иная» (Jyllands-Posten, 12.01).
Действительно, в Швеции «гражданские служащие проходят военную подготовку в обстановке строжайшей секретности», пишет центральная газета Dagens Nyheter (08.01), «причем на курсах Россию описывают как угрозу даже в мирное время». «Сегодня мы можем вам это открыть! Занятия проходили уже с начала 2015 года, и, несмотря на значительное число участников — около 400 человек из 46 муниципалитетов, никто ничего не знал! Курсы рассчитаны на полную рабочую неделю, они проходят в укромных местах, обычно даже на территории военных баз. Участников просят не брать с собой мобильные телефоны, чтобы их не подслушали. Главный лозунг: нам угрожают — и это серьезно!.. С 2015 года введен термин „тотальная оборона“. Секретные курсы — первая часть новой концепции, которая рассчитана до 2020 года… Служба военной разведки и безопасности (MUST) предоставила данные о шпионаже, развернутом Россией против Швеции. Участникам курсов предлагается выявить слабые звенья на своем месте работы и подумать об их защите, говорит начальник Института тотальной обороны при Высшей военной школе Швеции Ларс Хедстрём (Lars Hedström). Правительство указывает на Россию как на главную проблему, отмечает он, но мы работаем и по другим направлениям… Основой для проекта стали изыскания Института оборонных исследований (FOI). По завершении обучения участников призвали хранить в тайне все, что они услышали. Несмотря на это, в Фейсбуке появились обновления статуса „А я сегодня еду на секретные курсы!“» (Dagens Nyheter, 08.01).
«Норвегия может стать частью противоракетного щита НАТО. Группа экспертов даст свое заключение в 2017 году». Сотрудник Академии военно-морского флота Столе Ульриксен (Ståle Ulriksen) находит это не очень хорошей идеей, так как «это ослабит нас в других сферах». По мнению эксперта, «система ПРО предполагает использовать корабельные радары и, если мы направим все свои корабли на это задание, то при наших ограниченных ресурсах больше вообще ничего не сможем делать!» (Klassekampen, 07.01).
Специалист по России Норвежского института международных отношений Юлия Вильгельмсен (Julie Wilhelmsen) и вовсе считает этот план очень опасным, поскольку «и без того натянутые отношения с Россией могут вконец ухудшиться»: «В России и так постоянно твердят о том, что Запад их окружает, приводя ПРО как пример… Участие в ПРО покажет, что Норвегия больше не страна, балансирующая между Западом и Востоком, и будет рассматриваться Россией как дрейф в сторону враждебно настроенных США» (Dagbladet, 09.01).
Гренландский Arctic Journal опубликовал большую статью финского посла при Арктическом совете Ханну Халинена (Hannu Halinen) по случаю 20-летия этой организации и начала двухлетнего председательства Финляндии. Он обращается к «смелой речи» Михаила Горбачева в Мурманске в 1987 году, когда последний «нарисовал картину мира для людей и благополучия для окружающей среды в Арктике». «Сотрудничеству в нашем регионе, — утверждает автор, — в парадоксальном смысле помогло его расположение на периферии стратегических интересов сверхдержав… Финляндия стала развивать идеи Горбачева… Забота об окружающей среде стала сферой общих интересов и взаимопонимания для стран Арктики» (Arctic Journal, 05.01).
«За освещение войны на Украине» получили премию издательства Berlingske в размере 100 тысяч датских крон датские корреспонденты в Москве Матильда Кимер (Matilde Kimer) и Симон Крузе (Simon Kruse) (Altinget.dk, 12.01).
Исландия могла бы приютить у себя Эдварда Сноудена (Edward Snowden). «Восемь тысяч исландцев направили в посольство США в Рейкьявике петицию с просьбой о помиловании Сноудена» (Iceland Monitor, 06.01). С такой инициативой выступила «капитан» Пиратской партии Биргитта Йонсдоттир (Birgitta Jónsdóttir), которая ранее встретилась со Сноуденом в России. Она призывает предоставить ему исландское гражданство, так как «многие опасаются за его судьбу» после избрания президентом США Дональда Трампа.
«Раньше Россия была для него, пожалуй, самым безопасным местом, — утверждает Йонсдоттир. — Но теперь… Высокопоставленные официальные лица в США не раз в беседах между собой говорили, что Сноуден достоин смерти, что надо бы отправить дрон и пристрелить его…». Комментарии читателей касаются возможности такого развития событий. Лорна Джонстоун (Lorna Johnstone) из университета Гренландии объясняет, что «у Трампа нет возможности действовать [официально], пока он не вступил в должность. Однако в последние годы, начиная с Буша-младшего и при Обаме, в США все большее распространение получает практика „целевого убийства“ без всякой судебной процедуры. Так что все возможно…» (Icelandreview, 22.12).