Закончилась холодная война, исчезла угроза для западного союза, и он лишился цели. Тем не менее западные страны оказывали содействие США в том, что касается принятия мер в отношении региональных конфликтов, которые разразились после холодной войны. Дело в том, что западные страны считали, что есть общие ценности для поддержания союза.
Несмотря на это, в США многие считают войну в Афганистане ошибкой, не говоря уже об иракской войне. Взамен многочисленных солдат, потерянных на Ближнем Востоке, США получили антиамериканские настроения, финансовый кризис и усталость от войн.
«Появление Трампа: понимание и смятение»
После Второй мировой войны мир и процветание должны были держаться за счет идей и лидерства США.
Тем не менее начали сильнее проявляться негативные стороны глобализации (терроризм, беженцы, мигранты, преступность, экология и так далее). Мир стал богаче, но несмотря на это, богатством наслаждалась лишь малая часть населения. В конце концов расслоение становилось все более ощутимым; проблемы только усугублялись.
Единственное, что получила часть демократических стран в ответ на борьбу за стабильность и мир во всем мире — это жертвы. Неужели это важнее государственных интересов и уровня жизни собственного народа?… Это и есть общее настроение западного сообщества. К его появлению привела победа команды Трампа. С этой точки зрения, восхождение Трампа — историческая неизбежность.
В этом году подобная тенденция хорошо проявится в ходе выборов в Европе. Возможно, это начало исторических перемен, при которых люди отрицают демократический интернационализм, союзнические отношения и экономическое сотрудничество, являвшиеся главными принципами международного сообщества после Второй мировой войны.
Мы не осознаем, что был брошен вызов тезисам, к которым мы относились, как к чему-то само собой разумеющемуся. Это смятение стало причиной того, что победа Трампа беспокоит нас.
С этой точки зрения, в определенной степени можно понять характер Трампа. Его администрация не является классическим примером республиканцев. У нее есть общие черты с администрациями Рейгана и Никсона, однако у Трампа нет четких идей и стратегии.
Обычно за проработку стратегии власти отвечал помощник президента по вопросам государственной безопасности, однако Майкл Флинн (Michael Flynn) является специалистом в области разведки. Он исходит из интересов союза, но стратегом его не назовешь.
Миграционные меры, инфраструктурные инвестиции, снижение налогов для юридических лиц, отмена Obamacare и выход из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — все эти шаги, на которые пойдет Трамп, не являются стратегией государства. Это — всего лишь симптоматическая терапия.
«Девиз „Америка прежде всего" отдает приоритет государственным интересам»
Тем не менее есть несколько заявлений Трампа, сделанных в ходе предвыборной кампании, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, принцип «Америка прежде всего». Он означает, что США будут отдавать приоритет государственным интересам, а не общим ценностям (свобода, демократия и права человека), поэтому союзнические страны должны разделить ответственность, которая лежала на плечах США.
В этом случает союзники должны требовать от Вашингтона, чтобы он четко определил, какие он преследует общие интересы и в чем для него заключается суть союза.
Во-вторых, Трамп хочет модернизировать и повысить военную мощь, однако отказывается быть мировым полицейским. Но если Вашингтон усмотрит свои интересы, он, скорее всего, пойдет на военное вторжение с применением ударных сил. Эта политика будет называться «мир за счет силы».
Что касается Ближнего Востока, то Трамп доверит борьбу с «Исламским государством» (запрещенная в России организация — прим. пер.) России, закрыв глаза на украинскую и крымскую проблемы. В Сирии он признает администрацию Башара Асада, отказавшись от поддержки оппозиционных сил. С Ираном разорвет соглашение о ядерных разработках. Подобная симптоматическая терапия приведет к расколу в западном лагере, конфронтации между Ираном и Саудовской Аравией, а также ближневосточной экспансии России.
При этом США не зависят от Ближнего Востока с точки зрения нефтяных поставок. До тех пор, пока Путин стремится к тому, чтобы стать диктатором в России, Трамп сможет вести с ним переговоры и идти на компромисс. Я думаю, президент Трамп будет уделять особое внимание взаимоотношениям с крупными державами.
«Необходимо выработать общую стратегию в отношении Китая»
Вместе с тем, если подходить к Азии аналогичным образом, это приведет к ошибке. Китай стремится к гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
США считают, что смогут сотрудничать и с КНР, однако Япония должна предупредить об этой ошибке администрацию Трампа, у которой мало специалистов по Азии.
В-третьих, Трамп будет проводить политику протекционизма в экономической сфере, однако в конечном итоге это приведет к еще большему расслоению и разочарует его электорат. Нужно перераспределять доходы и уходить от дефицита бюджета. После окончания холодной войны международное сообщество развивалось на фоне экономического сотрудничества. Япония обязана указать на проблемы протекционизма.
Также Токио необходимо укреплять обороноспособность и одновременно качественно улучшать сотрудничество в союзе с Западом.
Существуют различные риски; необходимы меры в отношении незаконной деятельности в киберпространстве, космосе и технологической сфере. Кроме того, необходимо активизировать совместное использование японо-американских военных баз и учреждений, а также повысить возможности тылового обеспечения и операционной поддержки в прилегающих регионах.
Важнее всего выработка общей стратегии в отношении Китая. В этой области нет четкой политики, поэтому крайне важно договориться о создании специальной комиссии для обсуждения проблемы на высшем уровне, тем более что Трамп — человек, который стремится к тому, чтобы изучить все детали.