Были времена, когда сражаться под сенью святыни было важнее, чем под руководством самого мудрого и сильного из военачальников. В те годы человеческая жизнь не стоила ломаного гроша, а счастливыми называли тех, кто мог взять меч и отправиться в Иерусалим, на Святую Землю, чтобы искупить перед Богом свои грехи, убивая мусульман. Это были времена Второго крестового похода, когда христианское войско, состоявшее в большинстве своем из рыцарей-тамплиеров, было разбито султаном Саладином в битве при Хаттине (1187) и утратило свою главную на тот момент святыню: фрагмент Животворящего креста, на котором был распят Иисус Христос.
С тех пор судьба столь важной христианской реликвии неизвестна. История утверждает, что она была похищена мусульманами. Однако, многочисленные легенды указывают на то, что тамплиеры закопали святыню в тайнике, спасая от плена. И что она, более того, до сих пор покоится где-то в иерусалимских песках в ожидании своего освободителя. Вспоминая январь 1128 года, когда папа Гонорий II объявил тамплиеров «воинством божьим», мы решили вспомнить эту историю и поставить вопрос: Где же сейчас находится утраченный Животворящий крест?
Обретение Креста
Обретение Животворящего креста, на котором был распят Христос, относится к IV веку (более конкретно, к 335 г.). Реликвия была найдена императрицей Еленой, более известной как мать Константина Великого (того самого, который разрешил христианские культы в Риме после долгих дискуссий).
Этот эпизод — нечто среднее между исторической правдой и легендой — был описан епископом Иаковом Ворагинским в XIII в. Он настаивал на том, чтобы императрица приказала перевернуть все в Иерусалиме, чтобы найти крест — святыню, местонахождение которой якобы давно было известно некоторым местным служителям церкви. «Елена вместе с Макарием, епископом Иерусалима, пригрозила городским раввинам, что сожжет их заживо, если они не откроют, где спрятана реликвия», — пишет Давид Гонсалес Руис (David González Ruiz) в книге «Краткая история средневековых легенд».
Под страхом быть обращенными в угли, или же по какой-то иной причине, раввины немедля открыли Елене точное местонахождение Креста Господня.
Располагая этим знанием, христианам оставалось лишь копать и копать, чтобы извлечь святыню на свет божий. Так пишет Хавьер Мартинес-Пинна (Javier Martínez-Pinna) в книге «Операция Иерихонские трубы», где рассказывает, что, узнав, что крест зарыт под «местом культа», императрица первым делом повелела «разрушить все языческие храмы Иерусалима, чтобы найти его».
Ей повезло, хотя и не до конца. Под храмом Венеры Елена нашла аж три креста. Который был Господень? Легенда гласит, что ответ пришел из хладных уст мертвеца.. «Говорят, что как раз проезжала мимо того места похоронная процессия с гробом молодого юноши, ее остановили и положили труп на каждый из крестов поочередно. Когда положили его на первые два, ничего не произошло, а когда положили на третий, он воскрес», — сообщает Хосе Антонио Мартинес Переда (José Antonio Martínez Pereda) в книге «Как важно зваться Еленой». Это лишь одна из версий, согласно другим, умирающая женщина коснулась дерева и немедленно стала здоровой.
В руках крестоносцев
История рассказывает, что Елена, счастливая своей находкой, приказала построить церковь (Храм Гроба Господня) на месте, где был обретен Животворящий крест. Реликвия находилась у христиан до 610 года, когда город — и святыню — захватили персы. С тех пор, крест «пошел по рукам».
«Император Ираклий предпринял последнюю попытку вернуть реликвию, разбив ненавистных персов и получив назад крест в 629 году, но ненадолго, потому что в 638 году арабы окончательно установили свою власть в регионе, лишив христиан столь ценного для них предмета поклонения», — пишет Мартинес-Пинна.
С тех пор о Кресте Господне ничего не было известно вплоть до 1009 года, когда один жестокий халиф решил, что следует предать огню Храм Гроба Господня, где тогда хранилась святыня. Логично предположить, таким образом, что она сгорела вместе с храмом. Однако, легенда повествует, что рыцари из ордена Тамплиеров нашли часть креста в отвоеванном в 1009 году Иерусалиме. «Рыцари-храмовники получили привилегию перевозить и охранять реликвию во время военных действий», — говорится в книге «Тамплиеры», изданной телеканалом Canal Historia. И с тех пор не было битвы, которую тамплиеры проиграли бы, благодаря чудесной силе святыни
Что предшествовало битве
В начале XII века, даже с вновь обретенным Животворящим крестом, политическая ситуация была крайне неблагоприятна для Иерусалима, столицы христианского королевства на Святой земле. После десятилетий войн и крестовых походов, Балдуин IV (Иерусалимский король, печально известный тем, что болел проказой) умер в 1185 году. Вместе с ним ушло и благоразумие, потому что это был монарх, который, прекрасно зная, насколько ничтожны силы христиан в регионе для вооруженного противостояния мусульманам, старался поддерживать мир с заклятым врагом — султаном Саладином.
Его уход в мир иной сопровождался восхождением на престол Ги де Лузиньяна — воинственного интригана. Его поддерживала такое же воинственное крыло крестоносцев (представленная кровавым Рено де Шатильоном и гроссмейстером Ордена Тамплиеров Жераром де Ридфором). С таким набором придворных было лишь вопросом времени, когда перемирие между мусульманами и христианам, установленное много лет назад, будет нарушено и начнется война не на жизнь, а на смерть.
«Рено де Шатильон, который не мог сидеть без дела, став союзником Ги де Лузиньяна, в 1886 году начал нападать на торговые караваны мусульман, которые шли мимо его замков», — пишут авторы сборника «Сражения крестовых походов». Как будто этого было мало, каплей, переполнившей терпение Саладина, стало то, что этот вредный тип не придумал ничего лучше, как атаковать кортеж, сопровождавший его родную сестру. Это уж было слишком и оскорбленный султан решил собрать войско и двинуться на Иерусалим.
Христиане, в свою очередь, приготовились защищаться. И вот, в 1187 году две самые крупные в истории региона армии собрались с силами, чтобы противостоять друг другу. Цифры варьируются в зависимости от источника, но Гонсалес Руис (González Ruiz_ считает, что они преувеличены и что Саладину вряд ли удалось собрать более 18 тысяч воинов против 11 тысяч Ги де Лузиньяна (из них тысяча рыцарей). В рядах последователей Христа, однако, шли внушавшие ужас тамплиеры, чьи доспехи и воинские умения прошли отличную боевую закалку.
Кроме того, у них было любопытное секретное оружие. «Чтобы обеспечить победу в битве с Саладином, они попросили папу Гераклия явиться на поле боя с Крестом Господним, присутствие которого стало бы моральным стимулом для войска, потому что известно было, что ни одно сражение под сенью реликвии не было проиграно, а несущий ее выходил из битвы без единой царапины. Но патриарх отказался покидать город», — пишет Госалес Руис. Тем не менее, он разрешил, чтобы святыню сопровождал в бой епископ Сен-Жан-д’Акра. Христиане решили поставить на карту все.
Сокрушительное поражение
30 июня того же года после нескольких сражений войско Саладина осадило город Тверию на противоположном берегу Иордана и, таким образом, получило постоянный доступ к запасам пресной воды. Ги де Лузиньян поначалу имел терпение мудрого правителя и отказался от наступления. Он знал, что расстояние до вражеского лагеря слишком велико и что его люди рискуют умереть от жажды в пустыне. Но иногда голос славы заглушает голос разума, и под давлением Рено де Шатильона и Жерара де Ридфора он приказал своим солдатам собираться в поход. Битва состоится, хоть и вдалеке от источника воды, по крайней мере, для христиан.
3 июля Ги де Лузиньян направился на восток с Крестом Господним. К несчастью, его худшие опасения оправдались. Несколько часов спустя его армия страдала от жажды, а рыцари плавились от жары в своих доспехах.
В отчаянии новый король Иерусалима повел войско в долину Хаттина, расположенную между двумя холмами, именуемыми «Рога». Если бы ему удалось ее пересечь, он достиг бы Тивериадского озера и напоить людей. Но у Саладина был заготовлен другой план для христиан. В ночь с 3 на 4 июля, когда де Лузиньян зашел в долину, он преградил все естественные выходы из нее.
Крестоносцы оказались в ловушке. Дальше все было просто. Ливень стрел обрушился на христиан, а когда ряды их поредели султан скомандовал атаковать. Госпитальеры и тамплиеры приняли вызов и ринулись навстречу мусульманским полчищам. За ними был Крест животворящий и, несмотря ни на что, они верили, что непобедимы. Кайо Конфитес они ошибались! Несколько часов спустя люди Ги де Лузиньяна оказались полностью разгромлены, начали отступление, защищая из последних сил кусок креста, на котором умер их Господь.
«Осталась лишь маленькая группка воинов, отчаянно защищавших святыню», — утверждают авторы «Сражений крестовых походов». Они мало что могли сделать, и, в конце концов, она оказалась в руках мусульман. «Епископ Акры, несший крест, был поражен стрелой во время битвы, что подорвало боевой дух рыцарей-крестоносцев», — пишет автор «Краткой истории средневековых легенд». Под натиском несметного количество врагов последние защитники реликвии отдали свои жизни, не выпустив из рук оружия.
История утверждает, что эти последние защитники были тамплиерами. И эта теория не лишена логики, поскольку, (как указано в книге «Проклятие святых тамплиеров» Рафаэля Аларкона Эрреры (Rafael Alarcón Herrera), именно этот орден имел привилегию охранять Крест Господень. Испанский автор пишет, что это значилось и в уставе ордена: «Когда при переходах несут Животворящий Крест, командор Иерусалима и его десять рыцарей должны охранять его денно и нощно и должны делать привал как можно ближе от Животворящего Креста, пока длится переход.
И каждую ночь два брата должны стоять на страже Животворящего Креста».
Где сейчас находится Животворящий крест?
«Саладин завладел реликвией, и христианский мир был убежден, что Крест Господень потерян навсегда в полях Хаттина», — пишет тот же автор. Все остальное — домыслы. История говорит, что Саладин увез крест и так и не вернул его, а значит, реликвия была утеряна навсегда, хотя английский король Ричард Львиное Сердце не раз требовал этого у мусульманского правителя во время Третьего крестового похода. Но тщетно. Тот отказался выкупить за него своих пленных и даже обменять на целые города. Святыня официально осталась навсегда в руках «неверных».
Тем не менее, существует множество легенд об «истинном» местонахождении Креста Господня. Самая известная описана в книге «Проклятие святых тамплиеров» и утверждает, что, прежде чем потерпеть окончательное поражение, рыцарь-храмовник решил закопать реликвию, чтобы она не досталась врагу. По словам автора, спустя годы этот тамплиер предстал перед королем Иерусалима и сказал, что если ему дадут опытного проводника, он найдет то место. «Король велел привести местного солдата, с которым они под покровом ночи, чтобы избежать встречи с мусульманами, отправились в путь», — пишет он. Они искали три ночи подряд, но безрезультатно. Тогда это было истолковано как проклятие Бога роду человеческому за его грехи.
Другая версия заключается в том, что тамплиеры не спрятали крест, а сожгли его, чтобы Сапладин не осквернил святыню. И, наконец, наиболее правдоподобная из них гласит, что мусульмане увезли свой драгоценный трофей в Египет, где он и пребывает. Так или иначе, мало что известно о том куске Животворящего Креста, который стал утешением для последних крестоносцев, павших в Хаттине. Более того, немало историков считает, что реликвия, которую они несли в тот день, не была настоящим куском Креста Господня, потому что после его обретения (тоже спорного) по миру разошлось множество фальшивок.