По мнению некоторых американских авторов, виноват во всем не Путин, а — Обама! Такой вывод сделал Ли Смит (Lee Smith) в онлайн журнале Tablet Magazine (17.01). Более того, он уверен, что ответственность за все ошибки Обамы свалили в итоге на Трампа. «В реальности оказалось, что российская кампания в Сирии служит интересам Обамы…. Путин спас не только Асада, но и политику Обамы по переустройству. Причем российский президент сделал это во второй раз. Впервые он спас политику Обамы, когда предложил сделку по химическому оружию Асада и позволил главнокомандующему уйти обратно за „красную линию“. Обама многим обязан Путину, поэтому он позволял, чтобы русским сходило с рук все, что они делали на протяжении последних семи лет, включая атаки на американские политические организации. Трампу остается либо продолжать политику в отношении России, унаследованную от Обамы, либо перевернуть стол».
Так считали, однако, далеко не все. Член редколлегии и колумнист The Wall Street Journal (17.01) Холман Дженкинс (Holman W. Jenkins, Jr.) уверен, что особой разницы нет в том, есть ли у России компромат на Трампа или нет: «Даже если это и правда, то неужто такая информация действительно даст Кремлю рычаги?» Он даже признает, что «Мы живем в мире, где правительства всех основных стран воруют друг у друга секреты. Согласно утечкам, правительство США может записывать 100% телефонных звонков в нужной стране и сохранять их в течение месяца. Оно якобы прослушивало мобильный телефон Ангелы Меркель…. Норвегия и Швеция — исключительные эксперты в шпионаже за российским интернет-трафиком в пользу западных спецслужб».
Он категорически уверен, что во всем виноват Путин, поэтому «США должны реагировать. Мы живем в мире взаимного гарантированного уничтожения, когда дело доходит до хакерских взломов и сопутствующего информационного вандализма. Чем раньше США вновь установят „красные линии“, которые другие великие державы однозначно должны соблюдать, тем будет лучше».
«6 января директор национальной разведки опубликовал рассекреченный доклад, в котором делается вывод, что российский президент Владимир Путин приказал провести кампанию влияния, дабы „подорвать веру в американский демократический процесс“, помешать избранию Хиллари Клинтон и укрепить позиции Трампа. В рамках этой кампании был проведен хакерский взлом почты высокопоставленных демократов, а российские источники распространяли сфабрикованные новостные материалы», — писала Chicago Tribune (18.01).
Самая влиятельная газета США, The Washington Post (18,01), уверяла читателей: в феврале прошлого года на российском «Инфофоруме 2016» Андрей Крутских, спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности, заявил, что «Россия работает над новой стратегией в „информационном пространстве“, которая была бы эквивалентна испытанию ядерной бомбы и „позволила бы нам говорить с американцами на равных“». Эти новые возможности, дескать, и есть подтверждение вмешательства России в американские выборы!
«Чтобы доказать, что он не марионетка, Трамп должен отказаться от Путина», заявил в том же номере этой газеты один из ее авторов (The Washington Post, 18.01).
Паранойя, охватившая Америку в связи с «атаками» России на американские выборы заставила даже правнучку советского лидера Никиты Сергеевича Хрущева, давно живущую в США Нину Хрущеву заявить о «Лицемерии Америки по поводу России». Она признала, что «истерическая реакция американцев на предполагаемые попытки Кремля повлиять на президентские выборы в США заставила меня взглянуть на вещи с точки зрения Путина» (Project Syndicate, 18.01).
Автор пространного материала в The New York Times (19.01) старательно подобрал мнения «экспертов», подтверждающие «выводы» о том, что «Трамп был единственным кандидатом, который открыто подвергал сомнению обязательства Америки по сохранению НАТО и по защите стран Балтии, в частности. Он был единственным кандидатом, который не выступал с критикой действий России на Украине и в Сирии и давал им такую оценку, которая согласовывалась с политикой России. Он предложил наладить новые отношения с Россией. Другими словами, основываясь на заявлениях Трампа, можно сказать, что его взгляды согласуются с интересами России».
О причине, по которой Россия и Америка идут к кризису, писал Тед Гален Карпентер (Ted Galen Carpenter) в журнале The National Interest (19.01). В отличие от большинства авторов, он признал: «американские действия в первое десятилетие после холодной войны указывают на недоверие к России, причем даже при президенте Борисе Ельцине… Первое расширение НАТО провели в 1998 году, когда Ельцин был президентом. Было это задолго до того, как американские руководители могли оправдать свою антироссийскую политику агрессивными действиями Путина. … За ухудшение отношений ответственность несут обе страны, но Вашингтон виноват больше, чем Москва. Отвергать идею сфер влияния — это либо наивность, либо высшая степень высокомерия. Россия — далеко не единственная страна, считающая такую идею важной для собственной безопасности».
О том, что «Россия сошла с ума по Трампу, — писал московский корреспондент The Washington Post (20.01). — И это не только потому, что президент Владимир Путин и его правительство изображали президентство Барака Обамы как одно длительное, катастрофическое упражнение в русофобии, взгляд, который государственное телевидение вдалбливало в общественное сознание в течение месяцев. Что-то в приходе Трампа к власти всколыхнуло русскую душу. Это почти как если бы 45-й президент России был готов вступить в должность в пятницу».
Выступая на Всемирном экономическом форуме непосредственно перед инаугурацией Трампа, бывший госсекретарь Киссинджер отметил, что он согласен с «общей позицией» Трампа в отношении России, подчеркнув, что Америке следует уменьшить конфронтацию с Россией, и что это должно стать одним из ключевых приоритетов для администрации Трампа. Киссинджер также указал на то, что президент России Путин «обеспечивает равновесие в мире». Об этом написал журнал Fortune (21.01) в краткой корреспонденции из швейцарского Давоса.
В выходные дни — после инаугурации Трампа — СМИ мало писали о России, сосредоточившись на антитрамповских демонстрациях, прошедших в США и Европе. Здесь стоит отметить агрессивную реакцию журналистов из пресс-пула Белого дома на сообщения о том, что пресс-секретарь избранного президента собрался убрать оттуда кабинеты для журналистов. Они возмутились и вспомнили об этике. Неожиданно, надо сказать, учитывая, что в течение всей предвыборной кампаний откровенно поливали грязью именно Трампа. Пообещали «пробудиться» и «вернуть себе доверие», а главное, — неофициально, намеками — гадить Трампу и дальше (Columbia Journalism Review, 18.01). Эта «этика», безусловно, будет продолжена и усилена в отношении России.
Тем не менее, межсирийские переговоры в Астане привлекли внимание комментаторов и редакторов. Администрация Трампа не будет отправлять делегацию на мирные переговоры по Сирии в Астане, спонсируемые Россией, Турцией и Ираном, из-за «неотложных потребностей переходного периода», заявил в субботу Государственный департамент, писала The Washington Post (21.01).
The Wall Street Journal (22.01), в отличие от других, была, пожалуй, наиболее объективна, отметив тот факт, что именно России пригласила представителей команды Трампа участвовать в этих переговорах. Более того, было указано, что Иран не поддерживает включение американской делегации в переговоры в Астане: «Это, вероятно, вызовет некоторые разногласия между Москвой и Тегераном, — сказал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в интервью Би-би-си. — Очевидно, что без США невозможно решить сирийский вопрос».
The Washington Post (22.01) в материале из Астаны о словах Пескова не вспоминала, гнула свою линию и предположила, что «Новое влияние России может ограничить свободу действий Трампа на Ближнем Востоке». Автор статьи пояснила: «Сейчас Россия контролирует ситуацию в Сирии, наладила тесные отношения с Турцией и переманивает традиционных союзников США, Египет и Саудовскую Аравию. Россия стала налаживать отношения с Ливией, отправив в этом месяце свой авианосец в воды этой страны и пригласив на его борт бывшего союзника США Халифа Хифтера (Khalifa Hifter) для видеоконференции с российским министром обороны».
При этом было отмечено, что «США уже ушли со сцены на Ближнем Востоке при Обаме, поэтому при Трампе, который говорит про „Америку прежде всего“, это даст дополнительные возможности для России, чтобы заполнить вакуум».
Ну и в полной мере проявилась та самая «этика», которой грозили американские журналисты Трампу, теперь уже к России в статье «Россия — негодный союзник в борьбе с терроризмом», опубликованной в The New York Times (23.01). «Борьба России с терроризмом никогда не имела отношения к „совершению важных дел“. Она представляет собой в основном неизбирательное насилие — нанесение ударов по нескольким террористам и неоправданное безответственное убийство мирных жителей в надежде на то, что никто не решится в дальнейшем планировать атаки. Если вы не сентиментальны в отношении прав человека, это может оказать определенное влияние на ограниченные популяции. Но это совершенно не похоже на борьбу с терроризмом, которую ведут США и которая направлена на уничтожение опасных террористов с причинением минимального вреда гражданскому населению».