Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бессмертные

В Красной Армии было много героев, которые зимой 1941-1942 года нанесли поражение вермахту под Москвой. Однако «28 героев-панфиловцев» — это миф, который Россия вновь инсценирует.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда речь идет о защите святых, российский министр культуры может даже быть грубым. Все те, кто критикуют фильм «28 панфиловцев», являются просто мразями, заявил Владимир Мединский. Его министерство оказало финансовую поддержку кинокартине, которая в голливудской манере вновь рассказывает историю, известную с советских времен каждому ребенку в России.

Когда речь идет о защите святых, российский министр культуры может даже быть грубым. Все те, кто критикуют «28 панфиловцев», являются просто мразями, заявил Владимир Мединский. Его министерство оказало финансовую поддержку фильму, который в голливудской манере вновь рассказывает историю, известную с советских времен каждому ребенку в России. Осень 1941 года, немецкий вермахт находится у ворот Москвы. Чтобы спасти Родину от врага, 28 солдат самоотверженно вступают в бой и добиваются невероятного результата. Вооруженные всего лишь коктейлями Молотова и ручными гранатами, они смогли уничтожить 18 немецких танков, а затем погибли сами. Почти в одиночку они остановили немцев.


Использованные в новом фильме спецэффекты позволяют еще более реалистично представить себе происходившие сражения. Но и это ничего не меняет, поскольку в самой истории есть одна загвоздка — она была полностью выдумана. Красная Армия в декабре 1941 года, действительно, остановила вермахт у границ Москвы, а затем перешла в мощное контрнаступление — но все это произошло в результате действий миллионов солдат, тогда как герои фильма во главе со своим командиром генерал-майором Иваном Панфиловым — это фикция.


Все это уже давно и хорошо известно — по крайней мере, историкам, а также убедительно доказано. Еще в 1948 году было проведено расследование главным военным прокурором СССР Николаем Афанасьевым. В результате он пришел к выводу о том, что сотрудник армейской газеты «Красная звезда» выдумал эту историю, использовав в качестве ее основы непроверенные сообщения с фронта. Это расследование было предпринято после того, как многие мнимые мученики оказались вполне живыми и хотели получить свои ордена. Редакторы газеты «Красная звезда» просто взяли их имена из снабженческих списков. На самом деле, дивизия Панфилова находилась в тот момент не в поселке Дубосеково, как это утверждается, а на значительном удалении от него.


«Те, кто ставит под сомнение эти подвиги, будут гореть в аду»


В 2015 году глава российского Государственного архива Сергей Мироненко опубликовал доклад Военной прокуратуры, вызвавший возмущенную реакцию консервативных политиков и интеллектуалов. Министр культуры Мединский порекомендовал тогда этому авторитетному историку воздерживаться от высказывания своих собственных оценок. В конечном итоге Мироненко лишился своей должности. Государство тем временем продолжает крепко держаться за этот миф. В любом случае, по всей стране именем героев-панфиловцев названы улицы и площади, а также одна горная вершина и один горный перевал на Алтае (так в тексте — прим. пер.). Помимо этого, установлены памятники, в частности, в Дубосеково и в Казахстане, откуда были родом некоторые возведенные в ранг героев солдаты.


Владимир Путин присутствовал на премьере этого фильма вместе с президентом Казахстана Нурсултанов Назарбаевым. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, российский президент слышал о существующих сомнениях, и поэтому «фильм с точки зрения исторической правды представляет особое значение». Песков полагается на мнение министра культуры, который заявил о том, что этот фильм ближе всего к истинным событиям. В конечном итоге, сам Мединский заявил, что история и должна восприниматься как легенда о святых — те же, кто все рассматривает под лупой и «в поисках правды ставит под сомнение подвиг этих людей, будут гореть в аду».


В то время как грабительская война немцев, война на уничтожение, не представлена в системе воспоминаний Федеральной Республики ни одним памятным днем, в России она повсеместна — хотя, преимущественно, в виде тщательно культивируемых государством мифов. «День Победы», отмечаемый 9 мая, после Нового года является наиболее важным праздником в этой стране. Однако воспоминание о прошедшем не ограничивается памятниками и парадами на Красной площади. Оно вплетено в ткань повседневной жизни — автобусы украшаются надписями «На Берлин», автомобили иронично маркируются стикерами со словом «Трофей».


«Великая отечественная война» является объединяющим элементом наполненной разрывами истории. Миллионы жертв братоубийственного конфликта после революции 1917 года, гражданской войны, а также Красного террора стали причиной того, что общество оказалось разорванным. Однако против фашизма в период с 1941 года по 1945-ый сражались потомки белогвардейцев и коммунистов, а также христиане, мусульмане, русские, чуваши и татары. Почти нет семьи, которая не потеряла бы в этой войне своих членов.


Как глубоко находится этот опыт в душах людей, и как легко им манипулировать в политических целях стало очевидным после Революции Майдана, когда Кремль и государственные средства массовой информации всех без разбора противников коррумпированной клики Виктора Януковича стали называть фашистами и тем самым мобилизовали свой собственный народ для поддержки аннексии Крыма и войны на Донбассе.


Подобную роль «Великая Отечественная война» против нацистской Германии приобрела спустя несколько десятилетий. Парад Победы был проведен в июне 1945 года. Однако после этого в течение 20 лет годовщина победы никак не отмечалась. «Эта победа вселила уверенность в людей, что не особенно нравилось Сталину, — отметил московский историк Андрей Зубов. — Поэтому он поначалу все сделал для того, чтобы победа была забыта».


Только глава государства Леонид Брежнев в конце 60-х годов превратил 9 мая в день триумфального единства народа и учения марксизма-ленинизма. При Горбачеве, после 1985 года, ситуация вновь изменилась. Тогда стали говорить о «празднике со слезами на глазах». В 90-е годы военные парады не проводились. По словам Зубова, «тогда начали говорить о том, что Сталин частично виновен в гибели 27 миллионов советских граждан — это 15% населения страны, — поскольку незадолго до начала войны по его приказу была проведена большая чистка в военном руководстве. Люди стали видеть не только триумф, но и трагедию».


Путин вернул танки на Красную площадь и вновь превратил парад в демонстрацию военной мощи с помощью атомных ракет, авиационных эскадрилий, которые показывались гостям и возможным покупателям, расположившимся на главной трибуне. Красный цвет уступил место черно-оранжевым ленточкам святого Георгия, которые были взяты из оформления ордена славы царского времени.


Государство внимательно следит за тем, чтобы не утратить свою монополию на историческую память


Спустя 72 года после доставшейся огромной ценой победы Великая Отечественная война продолжает оставаться постоянной точкой отсчета для политики Владимира Путина и государственной пропаганды. Конфликт по поводу Украины является наиболее очевидным примером. Для того чтобы заставить Соединенные Штаты вступить в альянс против исламистского террора (а не против сирийского диктатора Башара аль-Асада, союзника России), российский президент провел сравнение с борьбой против Гитлера. «Исторические параллели очевидны, — сказал Путин в обращении к нации в декабре 2015 года. — В 20-м веке нежелание своевременно объединить усилия в борьбе с нацизмом было оплачено десятками миллионов жизней».


Причиной того, что Советский Союз потерял во Второй мировой войне больше людей, чем любая другая страна, объясняется, согласно официальной доктрине, не ошибками Сталина, по приказу которого были уничтожены сотни командиров Красной Армии, в том числе многие генералы. И не той безжалостностью, руководствуясь которой необученных солдат направляли на фронт. А объясняется это неготовностью американцев на более раннем этапе присоединиться к российскому руководству.


Реалистическое изображение войны требует также признания вклада западных союзников, без помощи которых Советский Союз не смог бы победить в войне, отмечает историк Борис Соколов. Однако в официальной историографии нет места для западных союзников. Тогда как в англосаксонской литературе часто отмечается обратная картина — там борьба Советского Союза изображается как нечто второстепенное. Тот факт, что, по мнению Соколова, в последние месяцы войны Красная Армия была способна так быстро продвигаться вперед, не в последнюю очередь объясняется тем, что вермахт после высадки союзников в Нормандии в 1944 году был вынужден направить туда значительные силы. «Вместо слов благодарности в адрес западных союзников у нас предпочитают упрекать их в том, что они не открыли раньше второй фронт», — отмечает он.


В новой версии конфронтации между Востоком и Западом, по мнению правительства, представляется неуместным оценивать по достоинству вклад Соединенных Штатов и Великобритании, подчеркивает Соколов. Намного проще, как считают власти, освежать такие старые легенды, как подвиг героев-панфиловцев. «Любые попытки разрушить подобные мифы сравниваются с нападками на основы государства».


Государство внимательно следит за тем, чтобы не утратить монополию на память и воспоминания о прошлом. Однако потребность в отношении новых, личных форм является значительной. В 2012 году группа людей из окружения критически настроенного регионального телеканала ТВ2 в сибирском городе Томске впервые организовала молчаливый марш в городе, участники которого несли портреты своих предков, переживших войну или погибших во время войны. На веб-сайте moypolk. ru можно разместить фотографии и краткие биографические данные фронтовиков. Люди, родственники которых служили в одной части, находят друг друга и обмениваются фотографиями и информацией, которую им удалось собрать. Эта акция имела такой большой успех, что к ней подключились и другие города. Вскоре ее участниками стали сотни тысяч людей по всей стране — с момента развала Советского Союза никогда еще так много людей не выходили на улицы для участия в демонстрации, как это происходит во время проведения «Марша бессмертного полка».


Можно было предположить, что подобные акции вызывают нервозность у властей, говорит Сергей Колотовкин, один из организаторов этого марша в Омске (так в тексте — прим. пер.) — это такое огромное движение, что даже они не в состоянии его контролировать.


«Мы задумывали Бессмертный полк как проект, основанный на личных воспоминаниях каждого отдельного человека. Для нас речь шла не о том, чтобы провести многочисленную демонстрацию или показать, насколько мы сильны. Для меня важны воспоминания о моем деде. Но когда в марше принимают участие 100 тысяч человек, то речь уже идет о воспоминании 100 тысяч человек. Речь не о том, чтобы продемонстрировать силу». В соответствии с основными правилами «Бессмертного полка», политика и коммерческие проекты запрещаются. «Это проект, который объединяет людей независимо от их мировоззрения, политических убеждений и вероисповедования», — отмечает Колотовкин. Объединяющим элементом являются воспоминания о предках.


Однако довольно быстро люди из кремлевского окружения стали активно проникать в эту организацию. В 2015 году, в 70-ю годовщину победы над нацистской Германией, Путин принимал на Красной площади большой военно-исторический парад, а затем прошел по улицам Москвы вместе с другими участниками «Бессмертного полка». Хотя сегодня это движение частично подпало под влияние государственного ура-патриотизма, оно, по мнению Колотовкина, еще может сделать много хорошего. «Когда человек для участия в „Бессмертном полку" вновь достает свой старый семейный альбом, в который он, вероятно, давно уже не заглядывал, когда он сожалеет о том, что он не задал вопросы, когда его дед был еще жив, то в такой момент у него возникает желание передать эти воспоминания своим детям. И, возможно, он захочет также больше узнать о своем деде и начнет собирать соответствующие материалы».

© Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкШествие Региональной патриотической общественной организации «Бессмертный полк Москва» по Красной площади
Шествие Региональной патриотической общественной организации «Бессмертный полк Москва» по Красной площади


Социолог и историк Миша Габович (Mischa Gabowitsch), научный сотрудник Эйнштейновского форума (Einstein Forum) в Потсдаме, воспринимает «Бессмертный полк» как часть глобального тренда. «Воспоминания о войне как событие» (Kriegsgedenken als Event) — так называется его новая книга, в которой он вместе со своими коллегами исследует перемены в культуре воспоминания о прошлом в постсоветском обществе.


«В этом отношении произошли невероятные изменения», — утверждает Габович. Для него важно отличать память от воспоминания о прошлом. Совершили панфиловцы подвиг или нет — это вопрос, которым должны заниматься историки, считает Габович. По его мнению, независимо от этого происходят изменения в том, как теперь об этой войне вспоминают. «Раньше существовали братские могилы, все захороненные люди оставались безымянными; проводились парады, но жертвы не упоминались», — подчеркивает Габович. Сегодня речь идет о том, чтобы перевести воспоминания о прошлом на уровень семьи. «В течение последних нескольких десятков лет это происходит почти во всех странах мира», — отмечает он.


Когда партия увидела, что существует потребность в воспоминании о прошлом, она перехватила инициативу


Впрочем, по мнению Габовича, нет ничего нового в том, что сфера воспоминания о прошлом была задним числом взята в оборот государством. Нечто подобное произошло после окончания войны, когда солдаты вернулись в свои деревни и города и по своей инициативе стали создавать мемориальные места. Например, в виде списанных танков, большое количество которых сегодня установлены перед въездом в различные города. Когда партия осознала, что у людей есть потребность в воспоминании о прошлом, она перехватила инициативу и связала воспоминания о победе с превосходством коммунизма.


И даже когда государство вновь установило контроль над воспоминанием о прошлом, инициаторы «Бессмертного полка» смогли добиться успеха, считает Миши Габович. «Это заставило государство изменить свой собственный репертуар. Путин только во время парада стоит на трибуне, а затем идет во главе марша вместе с остальными его участниками», — отмечает Габович. Тот факт, что во всем мире происходит этот поворот к личным воспоминаниям, берлинский исследователь связывает со сменой поколений — все меньше остается людей, переживших войну. А их дети хотят передать эти воспоминания своим детям.


«Внуки проявляют наибольшую активность в движении по сохранению воспоминаний в прошлом. Возможно, это происходит потому, что дети ветеранов в эмоциональном отношении были слишком близки и учитывали чувства своих родителей. «Тогда как внуки хотят добраться до сути», — отмечает Миша Габович.