В 2014 году Россия, захватив Крым, попрала международное законодательство, сейчас она продолжает дестабилизировать Украину и активно развивает свой военный потенциал в районе Балтийского моря, что может пошатнуть безопасность этого региона, — указывает в беседе с Rzeczpospolita (26.01) генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, объясняя, почему все шаги НАТО на его восточном фланге служат исключительно оборонительным целям. Мы не первый год наблюдаем, что Москва увеличивает расходы на военные цели, а порой использует свои вооружения против соседей, и альянс не может не реагировать на эти действия, подчеркивает он.
Размещение дополнительных натовских подразделений в Польше и странах Балтии, а также создание сил быстрого реагирования численностью в 5 000 человек, которые смогут незамедлительно прибыть практически в любую точку, станет, по его мнению, ясным сигналом, что за нападением на одного из членов НАТО последует солидарный ответ всех союзников. Столтенберг добавляет, что альянс не стремится к конфликту или конфронтации и не отказывается от диалога, оставляя открытыми все доступные каналы коммуникации, в том числе в рамках Совета Россия — НАТО.
Приход в Белый дом нового президента не заставит США отказаться от своих обязательств перед альянсом или устроить «новую Ялту», заново поделив с Россией сферы влияния, убежден глава МИД Литвы Линас Линкявичюс (Linas Linkievicius), интервью с которым публикует Gazeta Wyborcza (23.01). Дипломат полагает, что Трамп не станет предпринимать каких-либо внезапных шагов навстречу Москве, например, отменять санкции, поскольку он опасается реакции американской общественности и Конгресса, а в первую очередь понимает, что Россия уже много раз в прошлом обманывала западных лидеров и злоупотребляла их доверием.
В Европе сохраняется консенсус по вопросу антироссийских санкций: они будут действовать, пока не исчезнут причины, по которым были введены, надеется Линкявичюс. «С российской стороны ничего не изменилось. А тактика России — это, к сожалению, лишь блеф и прощупывание, действует ли он. В Кремле воспринимают период неустойчивости, связанный с передачей власти в США, как шанс на перемены, но если мы предадим забвению аннексию Крыма и развязывание войны в Донбассе, мы столкнемся с новыми похожими ситуациями. Замороженных конфликтов в мире много», — заключает министр.
Вице-председатель Европейского парламента Рышард Чарнецкий (Ryszard Czarnecki), комментируя будущее американо-российский отношений на портале Fronda.pl (22.01), обращается к примерам из прошлого. Он вспоминает о том, что фразы о нормализации отношений с Москвой в начале пребывания на своем посту произносили многие президенты США, в том числе даже Рональд Рейган, а человеком, который «продал» Кремлю Польшу и Восточную Европу стал Барак Обама во время своего первого президентского срока.
В свою очередь Россия при всех режимах оставалась государством с имперскими амбициями, а поэтому вмешивалась в политику других стран, стараясь «дергать за ниточки» и выделять тех, кто с ее точки зрения выглядел более достойным. «Еще в XIX веке Москва поддерживала президента Авраама Линкольна в его борьбе с Конфедерацией. (…) Возможно, об этом ничего не говорилось в романе „Унесенные ветром“, однако, могу вас заверить, президент Линкольн получил помощь оружием и в значительной мере благодаря этому одержал победу в этой внутренней войне», — рассказывает европарламентарий.
Генерал Роман Полько (Roman Polko), который делится размышлениями с тем же ресурсом (Fronda.pl, 20.01), говорит о том, что Запад заинтересован в благоприятных отношениях с Россией, однако ему пора покончить с наивной политикой, чтобы в очередной раз не наступать на одни те же грабли. Трамп, уверен собеседник портала, сможет разыграть эту партию в покер с невозмутимым лицом, не раскрывая своих карт и эффективно реализуя политику США. Если в сфере риторики мягкость может оказаться полезной, то все действия должны демонстрировать силу, говорит генерал, ожидая, что новая американская администрация откажется от игр в дипломатические протесты, а станет следить за тем, чтобы за ее словами следовали конкретные шаги.
«Так что если Путин будет поддерживать борьбу с терроризмом, сотрудничество наверняка будет развиваться лучше. Но в этом контексте такие действия, как, например, во время бомбардировок Алеппо с уничтожением местного мирного населения, уже не будут приниматься за чистую монету», — предполагает он.
Россия рассчитывает, что при новом президенте Вашингтон будет готов бороться с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация — прим.ред.) в союзе с ней. Она знает, что будет играть в таком дуэте роль ведущего партнера, который располагает более широкими возможностями, пишет Gazeta Wyborcza (24.01). Москва подписала с Дамаском договор на 49 лет о размещении российской авиации на аэродроме Хмеймим и готовится превратить в полноценную морскую базу свой пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, где сможет одновременно находиться 11 российских кораблей.
Согласно договору с сирийцами россияне займутся защитой своих баз с воздуха и моря, а это означает, что благодаря своим ракетным комплексам они в течение десятилетий смогут контролировать небо над большей частью страны и препятствовать доступу к ее берегам, описывает российские преимущества издание. Россияне уже де-факто развернули «защитный зонт» над той частью сирийской территории, которую контролирует Башар Асад, и она, по планам России, останется ее сферой влияния.
Российский план урегулирования ситуации предполагает, что бойцы вооруженной оппозиции смогут перейти под начало Асада и получить в таком случае амнистию, или отказаться от этого, подписав себе тем самым смертный приговор. Похожий «мирный план», обращает внимание автор публикации, Кремль успешно провел в Чечне, «где ее наместник Рамзан Кадыров, склонивший на свою сторону значительную часть воевавших против России партизан, правит железной рукой под прикрытием мощной базы в Ханкале».
Глава МИД Польши Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski) обнародовал секретный документ 2008 года, посвященный стратегии польских отношений с Москвой, стремясь доказать, что предыдущее правительство тайно готовило союз с Россией, пишет Rzeczpospolita (25.01). Отношения с россиянами в тот период стремились наладить все, в том числе Барак Обама, однако руководство Польши действительно допустило в своих прогнозах и действиях много серьезных просчетов, признает комментатор издания, описывая два из них.
Однако даже самые постыдные ошибки не равноценны государственной измене, а от публикации подобных документов выиграет в итоге только Кремль, который получит возможность ознакомиться с методами работы польских дипломатов и манипулировать ими в будущем, предсказывает публицист.
Обнародованный текст вызывает оторопь даже не потому, что в нем звучит мысль о необходимости разворота к России, а потому, что он вскрывает полный дилетантизм польской дипломатии при предыдущем правительстве, который мог вести лишь напрямую к катастрофе, отмечает wPolityce.pl (24.01). Если глава внешнеполитического ведомства и его сотрудники не замечали агрессивного курса Москвы, который открыто обрисовал Владимир Путин во время своего памятного выступления в Мюнхене в 2007 году, и который мог увидеть каждый, кто хоть сколько-нибудь интересовался ситуацией на Востоке, это означает, что польской международной политикой управляли люди, лишенные элементарных знаний и подготовки, восклицает автор комментария.
Действия польского МИДа, выдвигает предположение он, были связаны с проецированием на внешнюю политику внутриполитических споров: глава дипломатии стремился не дать реальную оценку ситуации в России, а противопоставить себя своим политическим оппонентам, которые выступали за то, чтобы придерживаться в отношении Кремля жесткого курса.
Журналисты издания Dziennik Gazeta Prawna (26.01) называют грехами обнародованного документа проскальзывающее в нем чувство превосходства и стремление выдать желаемое за действительное. В тексте МИД проводится мысль, что Польша обладает исключительными познаниями в российской тематике, которые могут оказаться ценными для Запада. Складывается впечатление, будто польская сторона не знала, что у немцев, французов и британцев есть собственные восточные департаменты, посольства, разведки и корреспонденты, а каждый уважающий себя депутат Бундестага отправляет в Россию и на Украину своих ассистентов, чтобы те собирали свежие данные на тему политики, экономики и состоянии элит этих стран.
Сколько корреспондентов в Донбассе было у поляков? А сколько у Британии или Германии? Каким бюджетом обладает Фонд имени Конрада Аденауэра в Киеве, и какими польские НКО?— задаются риторическими вопросами авторы статьи. У предыдущей команды, занимавшейся восточной политикой Польши, как выяснилось, были серьезные интеллектуальные недостатки, однако публикация подобных секретных текстов в сегодняшней ситуации, когда в соседней стране идет война, — это глупость и безответственность, представляющие реальную угрозу, — подводят итог журналисты.