Приход к власти Трампа, обсуждение законопроекта о запуске процедуры Брексита, необходимость затормозить рост ксенофобии, крах общественного договора… Этого более чем достаточно, чтобы побудить европейских лидеров к действию.
Выступая в Европарламенте четыре месяца назад, Жан-Клод Юнкер заявил, что Европейский союз переживает «экзистенциальный кризис». Хотя при внимательном изучении в его речи обнаруживается ряд формулировок, с помощью которых глава Еврокомиссии пытался смягчить свои высказывания, я согласен с ним в том, что отголоски событий 2016 года, вызывают сильное беспокойство.
При перечислении проблем, с которыми мы столкнемся в ближайшее время, перед нашими глазами открывается панорама, усеянная угрозами. Экономический кризис сходит на нет (в одних странах быстрее, в других медленнее), но он привел к росту неравенства. Вооруженные конфликты рядом с границами ЕС продолжаются, а власти европейских стран по-прежнему не знают, что предпринять, чтобы урегулировать ситуацию, и не пытаются справиться с последствиями этих конфликтов, предоставив достойный приют тысячам беженцев, стучащихся в наши двери.
Одновременно с этим общественный договор, заключенный во второй половине прошлого века, являющийся основой модели государства всеобщего благосостояния, дал трещину. Основные права и свободы поставлены под сомнение рядом европейских правительств и политических партий, а социал-демократическое движение, которое во многом способствовало признанию этих принципов, что до недавнего времени считалось необратимым достижением, дезориентировано и переживает не лучшие времена.
Что же нас ждет в 2017 году? Грядущие выборы сулят новые угрозы. Во Франции и Голландии они олицетворяются кандидатами, пропагандирующими ксенофобию, — Марин Ле Пен (Marine Le Pen) и Гертом Вилдерсом (Geert Wilders), которым опросы общественного мнения предрекают наибольшее количество голосов, хотя вряд ли они получат бразды правления. В Италии также могут состояться выборы, победу на которых надеются одержать такие популисты, как Беппе Грилло (Beppe Grillo). Даже в Германии прогнозируемому триумфу Ангелы Меркель могут помешать ее ультраправые соперники, набирающие вес.
У Евросоюза есть множество причин, чтобы принять срочные меры. Странно, что это до сих пор не было сделано. Противоречия, проявившиеся между севером и югом, когда возникла необходимость борьбы с экономическим кризисом на периферии еврозоны, должны были бы создать почву для детального обсуждения достоинств и недостатков Экономического и валютного союза (ЭВС) с учетом предложений, выдвинутых в так называемом «докладе пяти президентов».
Европейские лидеры должны твердо прореагировать на проблемы, возникшие в отношениях между западом и востоком с началом иммиграционного кризиса, и не оставить без ответа внушающую беспокойство политику властей Польши и Венгрии, пренебрегающих нормами и принципами либеральной демократии.
Но в состоянии ли Евросоюз реагировать? Он должен это сделать, так как в этом году на карту ставится будущее ЕС и, соответственно, будущее всех нас. Многие лидеры предпочли бы подождать результатов выборов, момента, когда премьер министр Великобритании Тереза Мэй откроет свои карты на переговорах о запуске процедуры Брексита, а Дональд Трамп начнет осознавать разницу между заявлениями в Твиттере и сложностями, возникающими при управлении страной из Белого дома. Но было бы большой ошибкой опять подбросить мяч в воздух, чтобы снять с себя ответственность за налаживание процесса европейской интеграции, в этом случае ЕС уже вряд ли сможет восстановиться.
Ответственность, прежде всего, несет Европейский cовет и, конечно, лидеры европейских государств, а также демократические институты стран-членов ЕС. Брюссель ответственен в меньшей степени. Реформа учредительных документов Европейского cоюза, которая неоднократно представлялась как наилучшее решение, больше не стоит на повестке дня. Мало кто осмеливается вспоминать про данную возможность, так как это влечет за собой процедуру ратификации соответствующих документов во всех странах ЕС и проведение референдумов в некоторых из них. В рамках действующего конституционно-правового поля Евросоюза можно провести в жизнь много важных инициатив. В краткосрочной перспективе достаточно было бы двух: стратегии роста и стратегии безопасности.
Что касается первой инициативы, сначала нужно ответить на вопросы относительно будущего евро и ЭВС, поставленные во время кризиса, так как рост и стабильность еврозоны взаимосвязаны. В частности, необходимо, чтобы Германия и ее коллеги из центральных и северных районов еврозоны признали, что большое значение имеет фискальная политика, так как экспансивная монетарная политика себя изжила. А в том, что касается внутренней и внешней безопасности, страны Евросоюза должны согласиться с тем, что находиться в границах ЕС более эффективно, чем в границах традиционного государства, как бы ни тосковали по прошлому модные ныне популисты и националисты.
Приход к власти Трампа, обсуждение законопроекта о запуске процедуры Брексит, необходимость затормозить рост ксенофобии, крах общественного договора… Этого более чем достаточно, чтобы побудить лидеров ЕС к действию. Постоянные выборы и рост популизма должны способствовать усилению защиты наших ценностей и принципов либеральной демократии.
Вера в то, что в 2017 году произойдет смена тенденций, проявлявшихся в последние годы, должна восприниматься не как плод воображения, а как единственная возможность избежать погружения в экзистенциальный кризис, который губительно сказывается не только на идее европейского единства, но и на состоянии демократии в наших странах.