Недавнее осквернение польского военного кладбища под Киевом было российской провокацией, нацеленной на дестабилизацию ситуации в регионе, убежден историк Ежи Таргальский (Jerzy Targalski), интервью с которым публикует Fronda.pl (27.01). Пытаясь посеять раздор между Польшей и Украиной, Москва стремится продемонстрировать Западу, что она остается единственной силой, которая может навести порядок в Восточной Европе, поскольку населяющие ее народы способны только спорить или воевать друг с другом, объясняет эксперт.
Особенно огорчает его тот факт, что поляки и украинцы сами включаются в российскую игру, соревнуясь во взаимных обвинениях, а представители радикальных кругов переходят к действиям и устраивают собственные акции с целью уязвить соседний народ. Между тем, указывает Таргальский, Польше важно поддерживать тесные связи как с Украиной, так и с другими независимыми государствами региона Адриатика — Балтика — Черное море, ведь она сможет противостоять России, стремящейся подчинить себе очередные страны, лишь в рамках широкого союза, который послужит противовесом российскому потенциалу.
Эскалация ситуации в Донбассе — это российский сигнал, адресованный Трампу: Путин хочет узнать, каковы его истинные намерения в отношении Москвы, и готов ли он уже сейчас пойти на какие-нибудь уступки, поскольку состоявшийся между двумя президентами телефонный разговор не внес в этот вопрос ясности, объясняет порталу wPolityce.pl (31.01) журналист Гжегож Кучиньский (Grzegorz Kuczyński).
Кремль пользуется ситуацией, в которой новая администрация только начинает «раскручиваться» и не дает четко понять, в какую сторону развернется ее курс. В целом Путин прибегает к методу свершившихся фактов, исходя из принципа, что даже если политика Трампа в итоге не окажется для Москвы благоприятной, та успеет приобрести какие-то очки, как тогда, когда перед инаугурацией нового президента россияне захватили Алеппо, рассказывает собеседник ресурса.
Россия бросила в бой своих наемников, чтобы те вновь разожгли военный огонь в Донбассе. И пока на находящуюся в украинских руках Авдеевку летят бомбы, кремлевские стратеги следят за реакцией Вашингтона, пишет Gazeta Wyborcza (31.01). Спустя несколько дней после начала боев о ситуации высказался пресс-секретарь Государственного департамента США, но еще год назад в такой ситуации в Киев уже звонил бы американский вице-президент, глава американской дипломатии публично заявил бы о своей обеспокоенности, а его люди по тайным каналам дали бы Москве понять, что Америка недовольна.
«Конечно, гневный ропот Запада не остановил бы российского медведя, но он, по крайне мере, дал бы понять, что тот пересекает черту», — подчеркивает публицист издания. Трамп ведет себя так, будто Украина его не волнует, и не делает ничего, чтобы заставить Путина себя уважать. Такое молчание Кремль сочтет слабостью и, возможно, решит пойти дальше, заключает журналист.
Донбасские боевики не отличаются умом, значит, кто-то должен был сказать им, что сейчас они могут безнаказанно нанести удар, а непосредственное начальство «народных республик» находится в Москве. Вопрос в том, чего хочет добиться Кремль, отбивая несколько квадратных километров между Донецком и Авдеевкой?— размышляет Rzeczpospolita (01.02).
Атака началась через день после телефонного разговора Владимира Путина с Дональдом Трампом, в котором американский президент лишь кратко упомянул о сложности украинской ситуации, так что основным «трофеем» должна стать более четкая реакция Вашингтона, которому пора высказаться «за» или «против» Киева, делает вывод газета. Этого же, как она полагает, ждет и Петр Порошенко, поскольку молчание США «раззадоривает Кремль и способствует постепенному распаду лагеря украинских союзников в Европе».
Путин понимает, что если он не решит проблему Украины, в будущем ему будет сложно разговаривать с США, поэтому он стремится получить для украинских регионов, в которых закрепились сепаратисты, тот же статус, каким обладают Нагорный Карабах и сепаратистские республики в Грузии, развивает тему генерал Вальдемар Скшипчак (Waldemar Skrzypczak) в беседе с Fronda.pl (01.02).
Москва уже неоднократно пыталась заинтересовать западных партнеров таким предложением: мы поможем вам «жестко» расправиться с исламским терроризмом, а вы перестанете эмоционально реагировать на украинскую тему и отойдете на шаг от российской границы. Однако до сих пор Запад относился к перспективе такой сделки без энтузиазма, рассказывает Defence.24 (01.02). Между тем в последнее время России удалось значительно укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, и Дональд Трамп понимает, что россияне, начав раздавать в регионе карты, оттуда уже не уйдут.
С польской точки зрения главный вопрос звучит так, какую цену запросит Путин за свое подключение к войне с терроризмом? Представляется, что одной отмены санкций ему будет мало, размышляет комментатор ресурса. По всей видимости, появится тема Украины, американского военного присутствия в Восточно-Центральной Европе и странах Балтии, а первую встречу лидеров России и США будет предварять демонстрация силы, первые симптомы которой видны в Донбассе.
Чем завершиться новая потенциальная «перезагрузка», покажет время. «Даже если Трамп в конце концов поймет, что Путин, мягко говоря, водит его за нос, его реакцию будет предвидеть сложно. Она может оказаться очень эмоциональной, в чем и заключается основная проблема», — подводит итог журналист.
Считающие себя союзниками Венгрия и Польша в последнее время все сильнее расходятся во взглядах на курс политики в отношении России, что ярко продемонстрировал очередной визит Владимира Путина в Будапешт, пишет Rzeczpospolita (02.02). В 2015 году после встречи с российским президентом Орбан посетил Варшаву, где его ждали обвинения в том, что он забыл «о диктатуре с Востока». На этот раз венгерский лидер расстилал перед Путиным красную дорожку на следующий день после того, как глава польского МИД заявил, что Варшава собирается подать в Международный суд ООН жалобу на Россию по делу о возвращении обломков польского самолета Ту-154М, разбившегося в 2010 году под Смоленском.
В то время, как Варшава прикладывает большие усилия к укреплению восточного фланга НАТО, Будапешт игнорирует эту инициативу и не направляет в новые натовские силы ни одного своего военного, пытаясь не провоцировать Москву, с которой его связывают энергетические интересы. Дороги двух стран, предсказывает публицист газеты, могут разойтись еще сильнее, если Дональд Трамп, за которого Орбан «болел» еще в ходе его предвыборной кампании, заключит с Москвой соглашение о разделе сфер влияния, а в ведущих странах Европы придут к власти антиевропейские, а одновременно пророссийские политики.
В последнее время Венгрия превратилась в одну из немногих стран ЕС, в которых Путин чувствует себя как дома, а сам Орбан стал для российского президента не просто «полезным идиотом», а если еще не союзником, то по меньшей мере партнером по европейским делам, констатирует Newseek Polska (02.02). Будапешт был первой европейской столицей, которую российский президент посетил после аннексии Крыма. И если тогда, напоминает еженедельник, речь шла о выгодных поставках российского газа, то сейчас повестка дня стала еще более серьезной: это будущее антироссийских санкций и демонтаж Евросоюза.
С 2015 года многое изменилось: Европу ослабил миграционный кризис и Брексит, а при Дональде Трампе, который называет ЕС анахронизмом, она рискует потерять поддержку США. Поэтому, заключает издание, надежды, которые возлагает Путин на Будапешт, возросли. Ему нравится, что Орбан расшатывает единство европейского сообщества и ставит интересы своей страны выше интересов ЕС, понимая, что если тот распадется, маленькая страна в Центральной Европе без мощного покровителя потерпит экономический крах.