В одной из больниц Москвы борется за жизнь известный критик Путина Владимир Кара-Мурза. Близкие считают, что его отравили, и обвиняют Кремль в создании враждебной обстановки для всех, кто критикует власть.
«Сам Путин и его правительство так или иначе ответственны за это. Они ответственны за то, что создали такую атмосферу в стране, когда людей убивают за их убеждения», — говорит жена Владимира Кара-Мурзы Евгения в интервью Expressen.
Когда Владимир Кара-Мурза-младший в четверг попал в больницу, он был на грани жизни и смерти. Близкие рассказали, что организм перестал функционировать, и он впал в кому. Сейчас он уже очнулся, и состояние стабилизировалось. Но положение оппозиционного политика и журналиста, который пока не в состоянии говорить, все еще очень серьезно.
У близких возникает ощущение дежавю. Второй раз за два года Владимир Кара-Мурза заболевает мистической болезнью. Прошлый раз он сам выражал уверенность, что его отравили спецслужбы. В этот раз его жена Евгения Кара-Мурза тоже видит лишь одно объяснение: яд.
«Врачи говорят, что это результат действия неизвестного вещества — то есть отравление, на простом человеческом языке», — говорит она.
«Осталось лишь одно объяснение»
В прошлый раз были подозрения, что во всем виноваты побочные эффекты лекарств. Но, по словам близких Владимира Кара-Мурзы, он эти лекарства больше не принимает.
«Нет, мы перебрали все возможные естественные объяснения, и осталось лишь одно. Диагноз русских врачей это подтверждает», — говорит Евгения.
«Полное беззаконие»
Она убеждена в том, что кто-то хочет отравить ее супруга из-за его политической работы. Он, например, пытался убедить США, что санкции против России нужно усилить, а другие страны призывал к ним присоединиться.
«К сожалению, есть много людей, которые всегда будут раздражены действиями моего мужа. Положение в России сейчас таково, что представителей оппозиции убивают, преследуют, сажают в тюрьму — в этой ситуации полного беззакония случиться может все что угодно».
Два года назад прямо у стен Кремля был застрелен Борис Немцов, лидер оппозиции и друг Владимира Кара-Мурзы. Близкие Немцова критиковали следствие за то, что организатор убийства так и не был призван к ответу.
Обвиняет Путина
Евгения Кара-Мурза возлагает ответственность на российское правительство. Это не значит, что депутаты отравили ее мужа лично, собственными руками, но в царящей сейчас в обществе атмосфере атаки на инакомыслящих не считаются чем-то необычным. В этом виноват лично Владимир Путин, считает она.
«Сам Путин и его правительство так или иначе несут ответственность. Они ответственны за то, что создали в стране атмосферу, когда людей убивают за их убеждения».
Отношения между Россией и западными странами в последнее время стали хуже, чем когда-либо в последние десятилетия. Но благодаря нововму президенту США Дональду Трампу и постоянно ослабевающим связям внутри ЕС Россия скоро вернется на прежнее место, считают некоторые эксперты.
К этому Евгения Кара-Мурза относится резко критически.
«Я бы сказала, что президент Путин — убийца, и с ним нужно так и обращаться. Нельзя строить нормальные отношения с кем-то, кто подвергает такому своих граждан».
Кремль отвергает обвинения
Последний приступ мистической болезни Кара-Мурзы привлек внимание США. Там политик Джон Маккейн (John McCain) высказался о возможном отравлении.
В эти выходные Билл О'Рейли (Bill O'Reilly), телеведущий американского канала Fox, как раз назвал Путина «убийцей». Это случилось в интервью с новым президентом США Дональдом Трампом. Такая характеристика вызвала возмущенную реакцию со стороны Кремля, который потребовал от телеканала извинений.
Кремль полностью отрицает свою причастность к болезни Кара-Мурзы.
«Совершенно абсурдно связывать этот прискорбный случай с президентом Путиным», — сказал официальный представитель президента Дмитрий Песков CNN.
Учитывая положение семьи, легко можно подумать, что Евгения Кара-Мурза предпочла бы, чтобы ее муж отказался от своей политической деятельности, с которой, как она считает, связана его болезнь.
Но Кара-Мурза раз за разом возвращается в Россию из США, где он временами живет. И жена говорит, что никогда не стала бы принуждать мужа оставить свое дело.
«Я в курсе, что он осознает все риски, — говорит она. — Он понимал их, когда возвращался в Россию после своего первого отравления, он понимает их и сейчас. Но я никогда не стала бы просить его предать свои убеждения».