Лос-Анджелес - Адель стала триумфатором 59-й церемонии вручения музыкальных наград «Грэмми» благодаря своему альбому «25», оказавшемуся невероятно успешным во всем мире, в то время как для Бейонсе эта ночь стала не слишком удачной. Организаторы и участники этой церемонии также отдали дать уважения заслуженным мастерам и даже позволили себе несколько резких политических комментариев.
Адель получила пять наград «Грэмми», в том числе в номинациях «Лучший поп-альбом («25»), «Запись года» и «Песня года» — то же самое Адель удалось сделать пять лет назад с ее предыдущим альбомом «21». Она стала единственной певицей, которая дважды получила награды в номинациях «Лучший поп-альбом», «Запись года» и «Песня года».
На этой церемонии вручения «Грэмми» основная борьба разворачивалась между Адель и Бейонсе, двумя супердивами, которые соревновались друг с другом во всех основных категориях. Некоторые представители музыкальной индустрии даже высказывали опасения, что подобный исход — белая певица одерживает верх над чернокожей певицей во всех основных номинациях — еще больше раздует негодование в связи с тем, что жюри «Грэмми» слишком редко присуждает представителям меньшинств награды в основных категориях.
По всей видимости, Адель тоже почувствовала неловкость в сложившейся ситуации и сначала со слезами на глазах заявила, что она не может принять «Грэмми» за лучший альбом года (хотя в итоге она все же ее взяла).
«Я думала, что альбомом года должен был стать „Lemonade", и внутри меня, как поклонницы Бейонсе, что-то умерло», — сказала Адель во время пресс-конференции.
В своей речи после вручения ей награды за лучшую запись года Адель сказала Бейонсе: «Я восхищаюсь тобой, и я хочу, чтобы ты была моей мамочкой».
В этом своем комментарии она намекала на выступление Бейонсе, в котором, как и в выступлении Адель, были показаны две стороны жизни знаменитых певиц. Бейонсе предстала богиней женственности, тогда как Адель сумела очаровать публику своей человечностью, включающей в себя как достоинства, так и присущие всем людям недостатки. Адель и Бейонсе затмили собой всех остальных участников церемонии.
Адель открыла церемонию своим хитом «Hello», и, хотя сначала в ее выступлении присутствовали некоторые шероховатости, она доказала, что она блестящий вокалист. Позже, когда нужно было отдать дань уважения Джорджу Майклу (George Michael), она начала петь его песню «Fastlove», но внезапно прервала выступление, выругалась прямо в микрофон и, извинившись перед зрителями, сказала, что ей нужно начать сначала, чтобы спеть все правильно. Закончив петь, она расплакалась, а зрители в первых рядах аплодировали ей.
А потом настала очередь Бейонсе, которая своим великолепным выступлением отдала дань уважения материнству, лишив дара речи всех присутствующих и вызвав настоящую бурю в социальных сетях. После очень эмоционального вступления с участием ее матери, Тины Ноулз (Tina Knowles), Бейонсе появилась в образе богини плодородия, продемонстрировав всем свою беременность. В середине ее выступления рядом с ней на сцене оказалась ее пятилетняя дочь Блу Айви.
Пока на гигантских мониторах демонстрировались кадры Бейонсе в длинных одеждах цвета шафрана, она в окружении танцоров исполнила песни «Love Drought» и «Sandcastles» из ее альбома «Lemonade». Когда спустя несколько минут она получила награду в номинации «Лучший альбом современной городской музыки», она прочитала заранее подготовленную речь, которая прозвучала как своеобразный манифест.
Говоря о своем альбоме и фильме «Lemonade», он сказала: «Для меня очень важно показать моим детям такие образы, которые отражают их красоту, чтобы у них не возникало сомнений в том, что они красивые, умные и способные».
Она добавила: «Я хочу, чтобы так думали все дети всех рас».
Бейонсе, которая в этом году была номинирована на девять наград, став лидером по количеству номинаций, в конце концов получила только две: в категориях лучший альбом современной городской музыки за «Lemonade» и лучшее видео за «Formation».
Важная церемония для Chance the Rapper
В музыкальной индустрии Адель является воплощением высшей формы успеха в рамках так называемой старой модели: она продала своим фанатам миллионы компакт-дисков. Однако в условиях стремительно меняющейся деловой модели музыкальной индустрии три награды «Грэмми», включая категорию «Лучший новый исполнитель», достались Chance the Rapper, исполнителю из Чикаго, чью музыку можно найти только на потоковых сервисах.
«Я знаю, люди думают, что независимость значит, что вы все делаете самостоятельно, — сказал Chance после получения награды в категории лучший новый исполнительно. — Но независимость — значит свобода». (Позже он получил награду за лучший рэп-альбом «Coloring Book».)
Исполнители обращаются к политике
На этой церемонии вручения «Грэмми» прозвучали политические заявления, как завуалированные, так и не очень. Кэти Перри (Katy Perry) исполнила свой новый сингл «Chained to the Rhythm» в белом брючном костюме с нарукавной повязкой, на которой было написано слово «Persist» — очевидный намек на позицию сенатора Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren), одного из самых жестких критиков Трампа. В конце ее выступления на экране за ее спиной появилось изображение конституции США.
Однако самым резким политическим выпадом стало выступление хип-хоп группы A Tribe Called Quest, участники которой обвинили «President Agent Orange» в «распространении зла» по всей стране, после чего танцоры за их спиной сломали бутафорскую стену, и на сцену вышли женщины в мусульманских одеждах. В конце члены группы и танцоры подняли вверх правые руки, сжатые в кулаки, и несколько раз прокричали «Resist!» («Сопротивляйся!»)
А прежде чем вручить награду за лучшего нового исполнителя, Дженнифер Лопес (Jennifer Lopez) процитировала Тони Моррисона (Toni Morrison): «Сейчас именно то время, когда артисты должны работать. Сейчас нет времени на отчаяние, нет места для жалости к себе, нет необходимости молчать, нет места для страха».
Дань уважения: Принц и Джордж Майкл
На этой церемонии прозвучало не одно выступление в память о кумирах, ушедших в мир иной, и о знаковых моментах прошлого поп-музыки. Помимо песни Джорджа Майкла, исполненной Адель, прозвучала также композиция в память о Принце в исполнении Time, фанк-группы из Миннеаполиса, которая часто выступала с Принцем, и Бруно Марса (Bruno Mars), который примерил на себя образ самого Принца, скопировав его грим, стиль исполнения и даже форму гитары.
Это выступление совпало по времени с появлением большей части его музыки на потоковых сервисах, что стало возможным благодаря соглашению, заключенному с наследниками Принца: сам Принц тщательно отслеживал свою музыку онлайн и удалял свои песни со всех сервисов, кроме Tidal.
Однако дань уважения на этой церемонии отдавали не только мертвым: исполнение нескольких песен Bee Gees оказалось не менее впечатляющим. Деми Ловато (Demi Lovato), Тори Келли (Tori Kelly), Little Big Town и Андра Дей (Andra Day) исполнили «Stayin' Alive», «How Deep Is Your Love» и другие классические саундтреки Bee Gees к фильму «Лихорадка субботнего вечера» спустя 40 лет после его выхода на экраны.
Другие награды
Перед началом главного шоу Академия звукозаписи США — организация, вручающая «Грэмми» — вручила свои награды в ходе церемонии, которую не транслировали на телевидении и которую провела известная комедийная актриса Маргарет Чоу (Margaret Cho) в небольшом зале Microsoft Theater неподалеку. Среди получивших награды были молодой певец и автор песен в стиле кантри Стерджилл Симпсон (Sturgill Simpson), удостоившийся награды в категории «Лучший кантри-альбом» за «A Sailor's Guide to Earth», и Кэрол Бернетт (Carol Burnett), которая обошла Ами Шумер (Amy Schumer), Пэтти Смит (Patti Smith), Элвиса Костелло (Elvis Costello) и панк-исполнителя Джона Лоу (John Doe) в категории «Лучший речевой альбом».
75 из 84 наград «Грэмми» в этом году были вручены до начала церемонии, которая транслировалась на телевидении.
Бейонсе, ставшая в этом году лидером по числу номинаций, сразу после начала получила «Грэмми» в категории «Лучшее видео» за «Formation».
За кулисами репортеры атаковали Мелину Мацукас (Melina Matsoukas), режиссера «Formation», забросав ее вопросами о работе с Бейонсе. Она постаралась избежать ненужного риска.
«С Бейонсе всегда приятно работать», — сказала г-жа Мацукас.
Дэвид Боуи получает четыре «Грэмми»
На церемонии вручения «Грэмми» не обошлось и без сюрпризов: Дэвид Боуи (David Bowie), который очень редко получал «Грэмми», пока был жив, удостоился трех наград на предварительной церемонии за альбом «Blackstar», который был выпущен вскоре после его смерти в январе 2016 года. Он удостоился наград в категориях «Лучший рок-исполнитель», «Лучший альтернативный альбом» и «Лучший инжиниринг неклассического альбома». После начала основной церемонии г-н Боуи получил четвертую награду — в категории «Лучшая рок-песня».
Это были первые музыкальные «Грэмми» г-на Боуи: он получил награду за лучшее видео в 1985 году и награду за особый вклад в музыку в 2006 году.
Награды, которые вручаются на предварительной церемонии, должны подчеркнуть вклад тех музыкантов, которые работают ниже черты звездности, а также продюсеров и аранжировщиков, имена которых мало кто знает, но которые играют крайне важную роль в процессе создания музыки.
«На этой церемонии вручаются настоящие „Грэмми"», — сказала г-жа Чоу.
Звезды редко появляются в этой части церемонии вручения «Грэмми», но те исполнители, которые приходят туда, получают свои награды с огромной радостью и воодушевлением, всячески подчеркивая их значимость для рядовых музыкантов.
Лори Маккенна (Lori McKenna) расплакалась, когда ей вручили награду за лучшую кантри-песню — песню «Humble and Kind», которую записал Тим Макгро (Tim McGraw).
«Однажды я просто села за обеденный стол и написала песню для своих детей, — сказала г-жа Маккенна. — А Тим Макгро сделал из нее нечто прекрасное».
Блюзовый певец Бобби Раш (Bobby Rush), получивший свою первую «Грэмми» в возрасте 83 лет в категории «Лучший традиционный блюзовый альбом» за «Porcupine Meat», сказал: «Это моя 374-я запись. Наконец-то».
Новый ведущий пытается всех удивить
Джеймс Корден (James Corden), ведущий «The Late Late Show» и новый ведущий «Грэмми» сумел всех удивить своим выходом: на сцене он упал и прокатился по лестнице после комичного монолога о технических сложностях гидравлического подъемника.
На церемонии были и другие забавные моменты. Когда Тайлер Джозеф (Tyler Joseph) и Джош Дан (Josh Dun) из Twenty One Pilots получили награду за лучший дуэт/групповое исполнение, они сняли брюки и вышли на сцену в нижнем белье.
Г-н Джозеф объяснил, что задолго до того, как они стали популярными, они обычно смотрели церемонию вручения «Грэмми» в трусах, и тогда же они поклялись, что, если они когда-нибудь выиграют, они выйдут на сцену получать «Грэмми» именно в таком виде.
Он добавил: «Я хочу, чтобы все зрители, которые смотрят эту церемонию у себя дома, знали, что вы можете быть следующими. Потому что кто угодно и откуда угодно может добиться чего угодно».
После рекламной паузы г-н Корден тоже появился на сцене без брюк.
Позже во время своего популярного скетча «Carpool Karaoke», г-н Корден встал в проходе между креслами в зале с бутафорской рамой автомобиля и стал собирать вокруг себя знаменитостей, что было очень похоже на эпизод с селфи на церемонии вручения «Оскара» в 2014 году. Дженнифер Лопес, Джон Ледженд (John Legend), Кит Урбан (Keith Urban), Тим Макгро (Тim McGraw), Фейт Хилл (Faith Hill) и Нил Даймонд (Neil Diamond) спели песню г-на Даймонда «Sweet Caroline», а весь зал им подпевал.