Враждебность между Минском и Москвой начала приобретать реальные черты впервые после вступления Александра Лукашенко на президентский пост, но может ли это взаимное охлаждение обернуться реальной конфронтацией?— размышляет Fronda.pl (11.02). Такой сценарий развития событий представляется автору статьи маловероятным. Хотя в Белоруссии появились силы, которые видят свою родину не частью «русского мира» или московской колонией, а мостом, связывающим Восток и Запад, белорусская экономика настолько сильно зависит от России, что нелояльность Минска не может зайти слишком далеко, убежден он.
В свою очередь, Кремль не станет насильственными методами менять власть в этой стране: новое руководство может оказаться не послушным союзником, а опасной силой, которая совершит реальный разворот в сторону Запада. Кроме того, существует вероятность, что уход Лукашенко обернется нежелательной для Москвы дестабилизацией белорусского государства, поскольку прозападные диссиденты обладают там слишком незначительной поддержкой населения, а благосклонно относящаяся к России часть общества не видит для себя иного лидера. Такая перспектива в свое время останавливала Запад от попыток «экспорта демократии» в Белоруссию, а сейчас та же самая угроза исключает возможность российской агрессии против нее, заключает публицист.
Между Лукашенко и Путиным никогда не было «химии»: два политика просто друг друга не любят, обращает внимание руководитель Центра стратегических исследований Витольд Юраш (Witold Jurasz) в интервью Defence.24 (13.02). Белорусский лидер всегда старался балансировать между Россией и Западом и расширить поле для своих политических маневров, а сейчас пришел подходящий момент для того, чтобы Европа и США активизировали свою политику в отношении Белоруссии.
В долгосрочной перспективе главная цель заключается в том, чтобы возможные соглашения между западными странами и Кремлем не привели к автоматической передаче Белоруссии в российскую сферу влияния. Этот вопрос, как полагает эксперт, должен решаться в Вашингтоне, Берлине и Минске без участия Москвы.
Вторую цель он видит в том, чтобы предстоящие российско-белорусские военные учения «Запад-2017» не приобрели такой масштаб, который будет представлять угрозу для соседних стран. «Если россияне используют для переброски сил 4 200 вагонов, это даст в сумме больше трех механизированных дивизий. Ситуация будет на самом деле сложной, хотя я не думаю, что они планируют начать войну. А провокации в отношении, например, Латвии, — вполне вероятно», — предполагает эксперт.
Результаты нового опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения показали, что лишь 40% россиян считают Белоруссию дружественным государством, а многие респонденты поддерживают идею введения виз для белорусов и выступают против предоставления Минску скидок на российские энергоресурсы, сообщает Gazeta Wyborcza (16.02). Белорусский президент долгие годы старался представить свою страну в самом лучшем свете, поддерживал контакты с локальными российскими политиками, устраивал пресс-конференции для российских СМИ и сумел создать большой капитал доверия, пользуясь им в жестких переговорах с Владимиром Путиным.
Резкое изменение настроений в России, как полагает издание, связано, во-первых, с захлестнувшей российское общество на фоне украинского конфликта волной национализма, «который четко делит мир на „мы“ и „они“», а поэтому не может одобрить заигрывающего с Западом Лукашенко, и, во-вторых, с экономическим кризисом, в условиях которого «никому не хочется щедро помогать даже самому близкому союзнику». Газета не исключает, что изменившаяся атмосфера заставит белорусские элиты предпринять попытку «вырваться из российских объятий» и более решительно переориентироваться на отношения с Западом.
Отставка советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна показала слабость кремлевской фракции в Вашингтоне и стала хорошей новостью для Польши, пишет Rzeczpospolita (14.02). После ухода человека, который находился под обаянием Владимира Путина, занимал пророссийскую позицию и в прошлом сотрудничал со СМИ, распространяющими кремлевскую пропаганду, «перезагрузка» в отношениях с Москвой может оказаться под вопросом.
Недавнее заявление Дональда Трампа о том, что он ожидает от России возвращения Крыма и содействия в деэскалации ситуации на Украине, следует расценивать, как начало торга с Москвой, который будет касаться глобальных интересов США, указывает эксперт по безопасности Анджей Запаловский (Andrzej Zapałowski) в беседе с Nasz Dziennik (16.02). «Перезагрузка» произойдет, вопрос только в том, сколько придется Москве за нее заплатить, подчеркивает он, высказывая предположение, что на повестке дня окажется вопрос сотрудничества России с Тегераном, тема Сирии, а также опосредованно — политический статус Донбасса.
Одновременно эксперт исключает, что предметом уступок может оказаться Крым: «Вернув его Украине, Москва создаст в своей политике прецедент, отказавшись от части территории собственного государства. Любые уступки в этой сфере будут иметь катастрофические последствия для российских властей. Кроме того, полуостров играет стратегическую и военную роль».
Признавать свершившиеся факты и одобрять их — это самая провальная стратегия, которую могли бы избрать США. Однако, если верить поступающим из Белого дома сигналам, предметом будущего торга с Россией не станет ни формальный статус Крыма, ни уступки в Донбассе, отмечает на страницах Rzeczpospolita (16.02) бывший европарламентарий Павел Коваль (Paweł Kowal). При этом диалог между Вашингтоном и Москвой необходим, поскольку только «самый сильный политический игрок на земном шаре сможет обезвредить бомбу», в которую превратилась возникшая в отношениях между Россией и Западом напряженность.
С точки зрения Европы, объясняет он, одинаково невыгодной представляется как ситуация, в которой Россия безнаказанно проводит агрессивную политику, так и разрыв российско-американских отношений. Роль Америки заключается в том, чтобы с одной стороны, гарантировать способность НАТО противостоять возможному нападению, а с другой, разряжать напряженность, когда эскалация со стороны Кремля заходит слишком далеко.
«Россия сделала очередной шаг в сторону обострения отношений с Западом», — так прокомментировал бывший заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew) появившиеся в американской прессе сообщения о том, что Москва нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 года (wPolityce.pl, 15.02). В настоящий момент новые ракеты не несут прямой угрозы и служат Кремлю, скорее, инструментом внешней политики, однако, ситуация способствует росту напряженности, которая появилась, когда Россия приняла решение восстановить свою сферу влияния в Восточно-Центральной Европе, говорит собеседник ресурса. Гарантом сохранения международной архитектуры, сложившейся после 1989 года, выступает Запад, в первую очередь США, и если они хотят защитить ее, им приходится противостоять российским устремлениям: «вот и готов конфликт», — резюмирует Шереметьев.
Безрадостны также перспективы ядерного разоружения, считает глава польского внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski). В интервью первому каналу радиостанции Polskie Radio (15.02) дипломат высказывает сомнения в том, что Дональду Трампу удастся придти с Москвой к какому-либо соглашению на эту тему. Дискуссия о ядерном вооружении, напоминает он, началась еще при Обаме, и уже предыдущая американская администрация убедилась, что Россия совершенно не склонна сокращать ядерные арсеналы, поскольку она чувствует свое отставание в области обычных вооружений.
Кремль уже давно называет в своих военных доктринах ядерное оружие не тем средством, которое можно использовать в исключительных случаях и только для обороны, а тем, которое можно применять даже в превентивных целях, поэтому надежды Вашингтона на диалог с Москвой о разоружении совершенно тщетны, подводит итог министр.