Между Россией и Турцией, которые оставили позади напряженный процесс, связанный с «самолетным кризисом» 24 ноября 2015 года, происходит новый спор из-за событий в Сирии и гибели турецких военных в Эль-Бабе, и в этот период в Стамбуле состоялась конференция на тему «Настоящее и будущее турецко-российских отношений», сообщает Medya Günlüğü (13.02). «У Турции и России есть определенные амбиции и претензии на Ближнем Востоке, — отмечает один из докладчиков конференции, эксперт по России, журналист Дженк Башламыш (Cenk Başlamış). — Страны, желающие получить господство в регионе, — естественные конкуренты друг для друга. Турция в глазах русских — не Армения, не Украина и даже не Азербайджан. Россия считает Турцию „чужой“ и пытается держать ее на определенном расстоянии, чтобы контролировать амбиции и претензии Турции в регионе».
Удар российской авиации по турецким военным произошел в «самое подходящее для провокаций время», когда все вооруженные силы, которые продолжают борьбу с ИГИЛ (запрещена в РФ – прим. ред.) на поле боя в Сирии, сосредоточились в одном регионе и ждут, когда США и Россия договорятся по каким-нибудь вопросам в Сирии, констатирует Star (15.02). Отмечается, что этот инцидент провоцирует перенос стратегического партнерства между Турцией и Россией на фундамент недоверия, на котором возможно даже возвращение к стадии «самолетного кризиса» и возникновение еще больших рисков, чем прежде.
В ответ на достижение Россией существенного превосходства в САР при использовании в качестве «наземной силы» соединений под командованием Ирана США попытались подтолкнуть ВС Турции к наземной операции в Сирии, и на это во многом был нацелен «самолетный кризис» в российско-турецких отношениях, делает вывод автор Anadolu Ajansı (13.02). Но США не достигли своих целей, и это обстоятельство могло стать одной из важнейших причин попытки госпереворота 15 июля 2016 года в Турции.
Отмечается, что сегодня российско-иранский союз в Сирии находится под угрозой срыва. Во-первых, Иран выступает против любых шагов, способных ослабить центральную власть в САР, и, очевидно, не одобряет российский проект конституции Сирии, допускающий создание курдской автономии. Кроме того, нормализация турецко-российских отношений после урегулирования «самолетного кризиса», а также сигналы о возможном урегулировании российско-американских отношений с приходом Дональда Трампа к власти в США могут сделать Иран «мишенью», поскольку Россия ради гарантии своих интересов в Сирии и снятия антироссийских санкций может пожертвовать Ираном.
«Насколько США и России можно доверять в Сирии?» — задается вопросом колумнист Milli gazete (14.02). Подчеркивается, что США и Россия, хотя это открыто не объявляется, действуют сообща в вопросе «переходного периода с Асадом», а также курдской Партии «Демократический союз» (PYD) — Рабочей партии Курдистана (РПК), которых они вопреки позиции Турции не считают террористическими организациями. В этих условиях Турция не может доверять США и России в Сирии и игнорировать вероятность того, что две эти страны могут быть заодно против Турции. И США, и Россия хотят, чтобы Турция была на их стороне, но не хотят, чтобы Турция становилась решающей силой в регионе.
Star (15.02), сообщая об отставке советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна (Michael Flynn), который был настроен на улучшение отношений с Россией и выражал необходимость выдачи Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) Турции, приходит к выводу: Дональду Трампу, который дает сигналы о намерении хорошо ладить с Кремлем, дорого обходится «дружба с Москвой».
Отставка Майкла Флинна — результат масштабного заговора, в котором участвовала в том числе террористическая организация FETÖ Фетхуллаха Гюлена, и такие события, как разговоры о возможной выдаче Сноудена США в качестве «жеста доброй воли», а также крушение вертолета на Алтае, указывают на то, что американский «истеблишмент» сопротивляется (Yeni Şafak, 15.02).
Отставка Флинна — негативное событие с точки зрения будущего российско-американских отношений, заключает Yeni Akit (16.02). Это событие можно понимать в том ключе, что Россия потеряла своего важного сторонника в новой американской администрации, а Трамп едва ли сможет сопротивляться оказываемому на него давлению. Тем не менее улучшение российско-американских отношений имеет важное значение с точки зрения мира во всем мире и решения региональных проблем.
Трампу может быть трудно сдержать свои предвыборные обещания в вопросе отношений с Россией, добавляет Hürriyet (16.02). В то же время Трамп в меру своих возможностей продолжает «радеть» о России. Так, например, он отмечает, что «Россия получила Крым при администрации Обамы», и дает сигнал о том, что по-прежнему мягко смотрит на отношения с РФ. Ожидается, что главную поддержку в этом направлении Трампу окажет Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson), назначенный на пост госсекретаря США.
Для «путинской России» чрезвычайно важен новый миропорядок, который возникнет с приходом Трампа, поскольку российская экономика переживает непростые времена, подчеркивает Habertürk (15.02). Низкие цены на нефть, Крым, «военные интервенции на Украине и в Сирии», поиски ЕС альтернатив российскому газу, технология добычи сланцевого газа в США, сохранение антироссийских санкций — все это не вселяет надежду на то, что экономические проблемы скоро закончатся. При взгляде с этой точки зрения «попытки России вмешаться в политические события в западном мире», о которых сегодня говорят не только в США, но уже и во Франции, не покажутся неожиданными.
Timeturk (16.02) сообщает о проведении в Москве конференции под руководством PYD при участии представителей из Ирана, Ирака, Сирии и Турции, стран компактного проживания курдов. Отмечается, что на этой встрече была согласована идея об «усилении выражения „культурная автономия“, употребленного в российском проекте конституции Сирии» и необходимости создания федеральной структуры в районах, контролируемых PYD, в САР.
Москва, которая посредством гражданской войны в Сирии восстановила свое присутствие на Ближнем Востоке, где с распадом СССР о ней, казалось бы, забыли, теперь стремится усилить свои позиции и в рамках этого процесса отнять у США «курдскую карту», подытоживает Hürriyet (16.02). Особое внимание обращается на дату проведения конференции: 15 февраля 1999 года в Кении в результате совместной операции ЦРУ и Национальной разведывательной организации Турции (MİT) был задержан лидер РПК Абдулла Оджалан (Abdullah Öcalan). Эта ситуация «задевает нервные окончания» и Анкары, и Вашингтона; курдская конференция в Москве способна иметь решающее значение с точки зрения формы, которую в ближайшем будущем примет не только Сирия, но и Ближний Восток.
Состоявшуюся в Москве конференцию PYD, которая открыла представительство в российской столице, по мнению автора Yeni Şafak (16.02), следует понимать как один из сигналов, направленных против возможного турецко-американского сближения при Дональде Трампе. Отмечается, что такое мероприятие не могло состояться без ведома Кремля; кроме того, тот факт, что после убийства Андрея Карлова Россия пока так и не назначила нового посла в Анкаре, показывает, что Москва заняла выжидательную позицию. Если Турция в сотрудничестве с США войдет в Ракку, Россия будет наращивать поддержку PYD — РПК.