Впервые за последние три года Россия не была в центре внимания Мюнхенской конференции по безопасности, прошедшей в конце минувшей недели. Это была непривычная для нее роль. «Никаких ужасных сценариев, никакой дерзости», — сетует в газете Die Zeit (19.02) обозреватель Михаэль Туманн (Michael Thumann). Все последние годы участники спорили о России: о российской интервенции на Украине, о гибридной войне, о вмешательстве в Сирии. Россия была главной проблемой собравшихся стратегов и политиков. Но теперь Путин уже не является более «злодеем номер один». «Плохим ребенком» стал теперь американский президент Дональд Трамп.
Удивило автора статьи и выступление Сергея Лаврова. В прошлые годы, вспоминает журналист, речь российского министра иностранных дел была главным моментом конференции. Два года назад он сравнил воссоединение Германии с аннексией Крыма, вот только, мол, немцы «не провели референдум». По поводу этой «целенаправленной дерзости» участники конференции спорили до хрипоты. В этом году Лавров немного скучновато и на удивление коротко зачитал список российских позиций. Что НАТО, якобы, есть институт холодной войны, что «время правления западной либеральности в мире прошло», и что «наступает более справедливый, постзападный порядок». Все это хорошо известно. «Лавров уже не волнует», — резюмирует автор.
Русских на этой конференции по безопасности хотя и часто упоминали, но они каким-то образом стали второстепенной темой. Все взоры обращены на того, кто не приехал, но прислал своего вице-президента, — на Дональда Трампа. Лавров его похвалил, правда, не со сцены, а за закрытыми дверями. Он сказал, что «Европа совсем неправа, когда считает этого американца плохим». Но последнее слово еще не сказано, уверен автор статьи. «Посмотрим, что удастся сделать из этой неразберихи главному тактику — Путину», — пишет автор статьи в Die Zeit.
По-прежнему большое внимание уделяется новому американскому президенту, вернее, его отношению к России. «Трамп может стать угрозой для России», — пишет та же Die Zeit (17.02). Дружба, к которой Москва стремилась, может закончиться, так и не начавшись. В отношениях между Россией и США что-то происходит, уверена газета. Тон — слишком раздраженный, пререкания слишком часты, разочарование Москвы относительно Дональда Трампа слишком очевидно, и это вряд ли говорит о том, что предсказанная некоторыми большая дружба может стать реальностью.
Дмитрий Тренин, руководитель Московского центра Карнеги, не верит в устойчивое сближение России и США. По его словам, в лучшем случае они будут «удерживать свое соперничество в упорядоченном формате», не будет ни новой Ялты (к счастью!), ни нового Хельсинки (к сожалению!). В современном глобальном сумасшествии у США и России, действительно, очень мало общего, считает газета. Для России угроза терроризма выглядит совершенно иначе, чем для США. У Вашингтона и Москвы — противоположные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Иране, Африке, в регионе Тихого океана и, прежде всего, в Китае.
Стремительное падение Майкла Флинна (Michael Flynn) показывает русским, как быстро может измениться для них расклад. Или, как говорит Тренин, Трамп способен быстро избавиться от убыточного бизнеса. «Сегодня это Флинн, завтра может быть Россия». Это большая разница в непредсказуемости тут и там: у Путина это — чистая тактика, у Трампа — черта характера. И это превращает Трампа в угрозу не только для Европы, но и для России. Возможно даже в большую угрозу, резюмирует Die Zeit.
«Кремль разочаровался в Трампе», — подхватывает тему журнал Der Spiegel (17.02). После победы Трампа в Белом доме будет друг Москвы — такое впечатление должно было сложиться у зрителей российских телеканалов или читателей близких к Кремлю газет. Повсюду хвалили Трампа. Четыре недели спустя, эйфория исчезла. Москва возлагала на Трампа большие надежды, и теперь разочаровывается каждый день. Однако российские СМИ и политики по-прежнему защищают президента США. Даже пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков оказывает поддержку. Он резко опроверг сообщения о разговорах людей Трампа с российскими агентами. Это не основано «ни на подтвержденных данных, ни на конкретных фактах».
Заявление пресс-секретаря Трампа о том, что Вашингтон ожидает возвращения Крыма, также вписывается в эту картину. Пытался ли Шон Спайсер (Sean Spicer) таким образом вывести Трампа из-под удара и согласиться с критиками Кремля среди республиканцев? Довольно мягкий тон Москвы свидетельствует о надежде на скорую встречу Трампа и Путина. Но до сих пор нет ничего конкретного по этому поводу. Поэтому Кремль продолжает активно добиваться встречи по всем каналам. Путин уже предложил в качестве места встречи Словению, родину первой леди Меланьи Трамп, пишет Der Spiegel.
Не забыта и украинская тема. «Восточная Украина: Россия признает паспорта из областей сепаратистов», — пишет Die Zeit (19.02). В России будут признаваться паспорта жителей подконтрольных сепаратистам областей в Восточной Украине. Теперь они могут без виз ездить в Россию, сказано в указе президента Владимира Путина. Украинское правительство расценило этот шаг как нарушение минских соглашений по урегулированию конфликта в Восточной Украине. Тем самым российское правительство признает незаконное руководство республик в Донецке и Луганске, считают в Киеве.
Издание напоминает, что подписанные в 2015 году минские соглашения не выполняются. Министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции предприняли в субботу в Мюнхене в рамках заседания в так называемом нормандском формате очередную попытку достичь согласия. С понедельника должно сохраняться объявленное перемирие. Прогресс в выполнении этого соглашения «очень скоро» будет проверен, возможно, уже через три недели, заявил министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро (Jean-Marc Ayrault).
Привлекла внимание СМИ и продолжающаяся на Востоке Украины блокада поставок угля из Донбасса. Об этом пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (16.02). Украинские ветераны АТО заблокировали железнодорожные пути, поскольку они не понимают, почему их страна все еще ведет дела с «оккупантами», покупает у них уголь и почему террористические режимы там, «на русской стороне», оплачивают выручкой от этих сделок наемников, которые вновь обстреливают на фронте их товарищей. Они убеждены, что на украинской стороне есть политики и олигархи, которые заключили секретные сделки с врагом и делят между собой прибыль.
Газета пишет далее, что блокадники и машинисты стоящих в ожидании локомотивов мирно общаются друг с другом. А если кто-то подойдет, например, гость из Германии, то у них для него послание для передачи Ангеле Меркель: «Скажи ей», — смеются они тогда — «не нужно больше стараться посылать деньги на Украину. Все равно все разворуют».
Газета Die Welt (20.02) пишет о том, что «Путин начинает новую игру в Афганистане». Афганская война не позабыта в сегодняшней России. После этого опыта страх долгой, изнурительной войны заграницей остался очень ощутимым. Но даже ветераны-интернационалисты уверены, что Россия не имеет права забывать свои интересы в Афганистане. Россия внимательно следит за ситуацией в этой стране. С одной стороны, велика озабоченность по поводу того, что «Исламское государство» (запрещенная в РФ организация — прим. ред.) усилит там свои позиции и будет угрожать Таджикистану и Узбекистану.
С другой стороны, Москва хотела бы усилить свое политическое влияние в Афганистане и выступать как мировая держава в то время, как США отступают из мировой политики. «Россия готовится к тому, чтобы начать новую самостоятельную игру в Афганистане, цели которой частично сравнимы с теми, которые были выполнены военным участием в Сирии», — приводит газета слова эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова.
Чтобы расширить свое влияние в Афганистане, Россия ведет переговоры даже со своими бывшими врагами — «Талибаном» (запрещенная в РФ организация — прим. ред.). В декабре прошлого года российский уполномоченный по Афганистану Замир Кабулов заявил, что интересы России и движения «Талибан» «объективно совпадают», когда речь идет о борьбе против ИГИЛ. По его словам. «Талибан» — это «национальное освободительное движение», для которого американцы являются «оккупантами».
В США и в Кабуле отреагировали на эти переговоры озабоченно. В годовщину вывода советских войск Абдул Рауф Абрахими (Abdul Rauf Abrahimi), спикер нижней палаты афганского парламента, предостерег Россию от «повторения истории с поддержкой „Талибана“». «Россия поддерживает движение „Талибан“ и пытается его узаконить», — заявил генерал США Джон Николсон (John Nicholson) неделю назад. На это из Москвы ответили, что контакты с движением «Талибан» нужны только для того, «чтобы привести их за стол переговоров». Россия пробует себя в роли посредника, резюмирует Die Welt.