«Рабочий Интернационал» в Швеции публикует материалы о борьбе женщин за свои права в России. «Несмотря на давление режима, ширится протест против враждебных женщинам законов в России, — пишет орган Социалистической партии справедливости Offensive. — Разве не символично, что День защитника Отечества 23 февраля, традиционно понимаемый как день мужчин, превратился в четырехдневный патриотический фестиваль, подогреваемый все более женоненавистническим и патриархальным отношением режима президента Путина и РПЦ? Корни этого — не только в гендерном разделении общества, но и в бедности, порождаемой капитализмом» (Offensive, 01.03).
«Правительство Швеции возобновляет военный призыв», — сообщает Шведское телевидение. Согласно планам министерства обороны, не менее 4 000 человек должны пройти военную службу в 2018–2019 годах. При этом служба на контрактной основе сохранится. «Такая система сейчас действует в Норвегии, — говорит министр обороны Петер Хюльтквист, — мы сделаем так же». Если международная обстановка ухудшится еще более, то министр обещает увеличить число призывников, но признает, что это потребует «экономических усилий» в размере 600 миллионов крон на каждые 1 000 солдат (SVT, 02.03).
Военный призыв был введен в Швеции в 1901 году, срок службы составлял от 80 до 450 дней в зависимости от рода занятий. В 1995 году на службу стали призывать как мужчин, так и женщин в возрасте от 16 до 70 лет; число лиц, находящихся на военной службе достигло в то время 36 903 человек. В 2010 году парламент проголосовал за отмену призыва. На тот момент в армии оставалось 1 644 человека (SVT, 02.03).
Одновременно в Швеции не прекращается поиск российских шпионов. Газета Expressen рассказывает, что разоблаченный ранее конкурирующим таблоидом — газетой Aftonbladet — сотрудник аппарата парламента, который был уличен в связях с российским посольством и даже «пытался представить депутатов своим русским друзьям», еще и «получал оттуда подарочные карточки». Газета подробно рассказывает о технологии того, как «Путин вербует агентов в Швеции»: «При российском посольстве работает занимающийся разведкой отдел под названием «Резидентура». Первая встреча… с намеченным объектом выглядит случайной… Потом сближение переходит в дружбу. И тут появляются подарки… Отношения выстраиваются порой несколько лет, прежде чем происходит настоящая вербовка».
Министр обороны Петер Хюльтквист (Peter Hultqvist), не комментируя конкретные примеры, заявил: «Всем известно, что Россия шпионит за Швецией — ведь об этом пишет Säpo (полицейская служба безопасности) в своем годовом отчете» (Expressen, 02.03).
В отношениях России со Скандинавией намечается дипломатическая оттепель. После трех лет замораживания отношений в связи с крымским кризисом министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен (Anders Samuelsen) впервые приедет в Россию, пишут в газетах Jyllands-Posten (02.03) и Berlingske Tidende (01.03) их корреспонденты в Москве. Он примет участие в международной конференции в Архангельске. Форум «Арктика — территория диалога» с президентом Владимиром Путиным в качестве главного выступающего состоится 29–30 марта (Independent Barents Observer, 08.02).
«Неудивительно, что именно конференцию по Арктике выбрали Дания и Норвегия для того, чтобы улучшить отношения с Москвой», — говорит сотрудник исследовательского центра датской Военной академии Йорген Стаун (Jørgen Staun). Однако речь идет не только об Арктике. «Похоже, ситуация меняется, — считает Карстен Мёллер (Karsten Møller), старший аналитик Датского института международной политики. — С самого начала все испугались из-за Украины, теперь же многие стараются снять напряжение» (Berlingske Tidende, 01.03).
Норвежский министр рыболовства Пер Сандберг (Per Sandberg) тоже «оптимистично настроен в отношении торговли с Россией»: «Российское эмбарго на морепродукты — главная причина существенного снижения в объемах торговли Норвегии с Россией, начиная с 2014 года, — говорит он. — Однако у Норвегии хорошая репутация в технологиях разведения рыбы… Инициатива со стороны коммерческих предприятий послужит развитию сотрудничества» (High North News, 02.03).
Не все довольны таким развитием событий. Как сообщил мэр Киркенеса Рюне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen), обычно не скрывающий своих симпатий к соседям в России, «в среду у него состоялась встреча с представителями разведслужбы по вопросу о реорганизации. „Я крайне разочарован решением вывести рабочие места из Киркенеса!“, — сказал он» (Independent Barents Observer, 02.03).
Одновременно «Норвегия открывает учения в Финнмарке» — области, находящейся на границе с Россией. «Учения Joint Viking 2017 проводятся Норвегией как учения собственных вооружённых сил, но при этом в них участвует около 700 военнослужащих из состава морской пехоты и армии США, а также морской пехоты Великобритании. В Норвегии планируется создать диверсионно-разведывательную роту, которая будет дислоцироваться на постоянной основе в Киркенесе, находящемся у границы с Россией. Рота, укомплектованная 150 срочниками и 46 офицерами-контрактниками, будет дополнением к 600 военным пограничникам, занятым в настоящее время на196 километрах сухопутной границы с Россией,» (Independent Barents Observer, 04.03).
«Развернувшаяся в Дании дискуссия о национальной идентичности напоминает о настроениях в СССР, откуда мы сбежали. Я выросла на неправильной стороне железного занавеса… Там тоже национальность определяла судьбу, — вспоминает журналистка Эвелина Голд (Evelina Gold). — Когда Ельцин стал первым избранным народом президентом, ранее запрещенный Запад устремился в страну, и люди были готовы за это умереть. Некоторые умерли на самом деле, стремясь заполучить западные бургеры — их задавили до смерти в очереди в первый открывшийся в Москве Макдональдс… В Дании мы много говорим о равенстве и неравенстве. В СССР о равенстве говорили слишком много, но различия были чувствительные. Национальность была вписана в паспорт. Были люди с „правильными“ записями в паспорт и с „неправильными“. Даже когда не надо было доставить паспорт, достаточно было внешности… Именно от политических преследований и от пожизненного этнического клейма в паспорте сбежали мои родители… Для меня датский — первый язык, мне не нужно спрашивать себя, чувствую ли я себя датчанкой… В моих глазах свобода делает нас датчанами. Но прежде всего мы — граждане всего мира!» (Information, 03.03).
Газета Göteborgs-Posten публикует рассказ о туристическом потенциале России, который оказался опасен для Америки (эмигранты из Чили и Перу назвали Америкой родившуюся в Румынии дочь). Ныне журналистка и драматург Америка Вера Завала (America Vera Zavala) — активный член Левой партии Швеции. «Санкт-Петербург находится всего в двух часах полета от Гётеборга. Гостиницы класса люкс здесь гораздо дешевле, чем в Лондоне или Берлине, здесь много музеев и достопримечательностей в сочетании с модными ресторанами грузинской и среднеазиатской кухни. Россия должна была быть переполнена туристами из Европы, но не по себе им в тоталитарном государстве! — пишет Америка Вера Завала. — Взглянув на роскошную ложу в последнем акте „Дон-Кихота“, балета, много раз поставленного Нуреевым после того, как он сбежал на Запад, я вдруг вижу… человека с бородой. На минуту я замираю от ужаса при мысли о чеченских террористах… Он встает и аплодирует приме-балерине. Только тогда я могу, наконец, вздохнуть спокойно… В стране, которая безжалостно бомбит, ведет войну и сажает в тюрьму, никто не чувствует себя спокойно, в том числе и случайные посетители. Наверное, это отражается на статистике туристического потока…» (Göteborgs-Posten, 06.03).
В Исландии 1 марта отметили «национальный праздник» — день легализации пива. Пиво было запрещено в стране с 1915 года после референдума 1908 года по «патриотическим мотивам»: во время борьбы за независимость этот напиток ассоциировался с метрополией, Данией. А выращивать собственный ячмень в Исландии из-за климатических особенностей не было возможности. Официально пиво вернулось на прилавки только 1 марта 1989 года. За это время исландцы изобрели много способов обходиться без пива, в частности, заменяя его самогоном (Iceland Monitor, 01.03).