Россия серьезно относится к годовщинам. Каждый год эта страна с большим размахом отмечает свои знаменательные даты, организует эффектные торжества в честь таких событий как победа Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне или начало постсоветских реформ в России. Скоро в стране будет отмечаться столетний юбилей бурных событий 1917 года, и российские лидеры поставлены в затруднительное положение. Сто лет назад, 15 марта 1917 года, царь Николай II отрекся от престола, и таким образом закончилось продолжавшееся более 300 лет правление в России династии Романовых, а вместе с ней и существование Российской Империи.
В конце года Россия будет также отмечать 100-летнюю годовщину разрушительного по своим последствиям хлебного голода и забастовок заводских рабочих, 100-летие Октябрьской революции и начавшейся затем гражданской войны, продолжавшейся пять лет, а также начало советской эпохи. Все эти события вызывают в памяти период неопределенности в российской истории, когда страна и ее народ в наибольшей степени были расколоты. Вопрос о том, каким образом отмечать перечисленные 100-летние годовщины, оказался непростым для Кремля.
Возвращение истории
Российские лидеры в течение 25 лет после распада Советского Союза нередко обращались к его славным дням. Подчеркивая силу и стабильность Советского Союза, а также принижая значение его более темных периодов, Кремль заручился поддержкой жителей страны, апеллируя к их чувству национальной гордости. Однако в последнее время российское руководство начало обращаться к более ранним периодам российской истории для укрепления своей легитимности. По мере того как правление президента Владимира Путина становится все более и более авторитарным, Кремль активно занимается возрождением и романтизацией различных деятелей российского царистского прошлого.
Путин, подвергая проницательному анализу историю, понимает, что его страна сталкивается и теми же самыми проблемами, которые существовали во все предыдущие периоды ее истории. Российская экономика стагнирует, большинство населения недовольно, а враждебные силы приближаются к ее границам. С учетом количества бывших советских республик, столкнувшихся с беспорядками и политическими волнениями за последние два десятилетия, память о произошедшей 100 лет назад революции оказывает сильное давление на Кремль.
К 100-летнему юбилею Октябрьской революции Алексей Учитель, один из наиболее известных российских кинорежиссеров, приурочил выход на экраны своего экстравагантного исторического фильма, в котором рассказывается о любовной связи царя Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Трейлеры этого фильма обещают зрителям мелодраму, сфокусированную на романтизации и гуманизации образа последнего российского царя, а ее фоном служат лишь отголоски той революции, которая приведет к его свержению. Тем временем российские средства массовой информации сообщили о том, что установленный в Крыму бюст царя Николая II мироточит, приглашая тем самым жителей России посетить Крым и убедиться в этом якобы имевшем место чудесном явлении.
Некоторые политики пытаются представить этот феномен как знак освящения Господом российской аннексии Крыма — это событие, по данным недавних опросов общественного мнения, вызывает у россиян больше гордости, чем полет человека на Луну.
Однако сейчас Кремль озабочен тем, что возникшая волна ностальгии по поводу царского периода в истории может выйти из-под его контроля. На самом деле, опросы показывают, что примерно четверть жителей России поддерживают восстановление монархии. И поэтому российское руководство вновь вступило в игру для того, чтобы изменить направление ведущегося обсуждения. В декабре прошлого года Путин подчеркнул необходимость обращения к «причинам и самой природе» революции (1917 года), не забывая о том, что «мы единый народ, мы один народ». Кремль также запустил в этом году кампанию в средствах массовой информации, призванную примирить между собой различные точки зрения на события 1917 года, а также показать их значимость для современной России.
История революции в твитах
Государственный медийный гигант телеканал RT (известный ранее как Russia Today) также качал кампанию в Twitter (#1917_Live) для воссоздания событий 1917 года в стиле эпохи социальных медиа. По словам одного из руководителей этого проекта, с помощью социальных сетей удалось воскресить в памяти сотни важных фигур того времени — в том числе обреченного царя, Владимира Ленина и Льва Троцкоо. Каждый из исторических деятелей получил свой собственный аккаунт, который обновляется несколько раз в день для того, чтобы отразить с помощью моментальных твитов хаотичные события 1917 года.
Сотрудники телеканала RT в отдельном аккаунте под названием Russian Telegraph соответствующим образом группируют все твиты, а также размещают там фотографии и кадры кинохроники того времени. Эта кампания продолжится и в 2018 году; телеканал RT даже планирует провести ребрендинг аккаунта Russian Telegraph и назвать его Revolutionary Times — уже после годовщины Октябрьской революции.
Это позволить Кремлю сформировать общественное мнение относительно событий того времени, не занимая самому определенной позиции по этому вопросу. За счет включения в свой медийный проект столь большого количества исторических персонажей российское правительство покрывает полный набор взглядов на события столь важного для истории года. Проводимая кампания позволяет ее участникам одновременно купаться в лучах утраченного аристократического блеска, сочувствовать недовольным рабочим и революционерам, а также поразмышлять о тяжелых испытаниях и триумфах советского периода.
Спустя 100 после революции 1917 года кампании Кремля, направленные на примирение советского и царистского периодов, свидетельствуют о внутренних противоречиях российской истории. Последний царь Российской Империи, сегодня почитаемый как мученик, был непопулярным и неэффективным правителем в свое время. Советская система, представлявшаяся как утопия, была создана в результате кровавой революции. А сегодня Россия является мощным игроком на глобальной арене, тогда как ситуация внутри страны становится все более проблематичной. Отмечая две стороны 1917 года, нынешнее российское руководство, вероятно, надеется ликвидировать те разрывы, которые привели к падению его предшественников.