В среду на Украине произошел неожиданный поворот: президент Порошенко провозгласил экономическую блокаду пророссийских областей сепаратистов в Донбассе. Еще накануне Киев остановил подобную блокаду, с помощью которой активисты уже неделями не допускали поставок угля из Донецка на запад. До сих пор это соответствовало линии правительства. Киев постоянно подчеркивал, что экономическая блокада ставит под угрозу энергетическую безопасность на Украине и связана с высокими экономическими потерями. Однако теперь все, видимо, стало по-другому. Киев сам хочет прекратить торговлю через линию фронта.
Чем объясняется этот удивительный поворот? С одной стороны, для Киева, видимо, важно продавить государственную мопополию на власть. Блокаду несколькими активистами легальных поставок угля правительство вряд ли могло больше терпеть. С другой стороны, оно должно учитывать рост националистических сил на Украине. Блокада Донбасса среди населения вполне популярна. Киев, видимо, опасается большего беспорядка.
Другой пример также показывает, какое давление оказывают сейчас националистические силы. На этой неделе активисты замуровали кирпичами входы в филиалы российских банков. Некоторые российские банки, такие как Сбербанк, продолжают активно работать на Украине, и в последние годы они вели себя корректно. Тем не менее все громче звучат голоса тех, кто требует изгнать их из страны. Национальный банк объявил о первых санкциях.
Однако Киеву надо следить, как бы ни угодить в националистический фарватер. Судьба страны зависит не от того, ведется ли некая торговля с областями сепаратистов или же в стране активно работают некоторые российские банки. Важнее всего сконцентрироваться на собственных домашних делах, а именно не затягивать необходимые реформы государства и экономики.