Православная церковь укрепила свои позиции в современной России, но в то же время она обязана полностью поддерживать политику Владимира Путина.
«Путин использует церковь, но в то же время для него важно, чтобы власть церкви как независимого института не выросла», — считает исследователь Московского Центра Карнеги Александр Баунов.
Баунов считает, что Кремль преуспел в своих целях. По его мнению, из церкви получилось путинское Министерство традиций, которое проводит религиозную дипломатию, диктуемую государственным руководством, и отвечает за внешние международные ритуалы государства.
Патриарх разряжает международную обстановку
По мнению Баунова, хороший пример того, как Православная церковь выступила мальчиком на побегушках у российского руководства — историческая встреча Патриарха Кирилла и Папы римского Франциска в прошлом году.
Инициатива встречи Патриарха Русской Православной церкви и Папы Римского, похоже, принадлежала Путину, который хотел ослабить изоляцию России от западного мира.
Для Патриарха Кирилла эта встреча была проигрышным шагом. В религиозных кругах России неожиданное сближение конфессий, воюющих друг с другом тысячу лет, одобрения не получило.
По словам Баунова, поддержка патриарха Кирилла у верующих в России упала.
Место церкви — вне политики
Российский религиовед, исследователь РАН Сергей Филатов считает, что церковь играет очень незначительную роль в принятии политических решений в России.
«На практике Патриарх Кирилл полностью поддерживает политику президента Путина», — считает Филатов.
Он напоминает, что из-за неразвитости гражданского общества церковь играет в России довольно большую роль.
Слабое положение профсоюзов и нехватка настоящих политических партий оставляют церкви возможность действовать и увеличивать свое влияние вне политики.
Церковь требует возвращения своей собственности
В качестве платы за поддержку политического руководства церковь надеется получить обратно собственность, которую в советское время у нее отобрали.
С другой стороны, возврат собственности вызвал в России волну протестов. Эту тему затрагивает и спор о принадлежности Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в январе пообещал, что действующий сейчас как музей Исаакий будет передан церкви.
Это вызвало в Санкт-Петербурге негодование. В северной столице проходят демонстрации, на которых требуют пересмотреть это решение.
Кремль, в свою очередь, умыл руки и повесил ответственность на губернатора Полтавченко.
На укрепление авторитета требуется время
Однако церковь надеется не только на возвращение имущества, но и на возвращение религиозных ценностей.
Православная церковь продвигает в школах религиозное образование и историю церкви. Она также стремится к тому, чтобы укрепить свое положение в армии, больницах и тюрьмах.
Исследователь Центра Карнеги Александр Баунов не пророчит Православной церкви быстрой победы в российском обществе, которое было секуляризовано в советское время. Он напоминает, что церковные службы регулярно посещают лишь 2% населения России.
При помощи религии президент ищет сторонников
За последние годы в политике России все чаще стали обращаться к традиционным ценностям.
Президент Путин сейчас подчеркивает религиозные добродетели и дает понять, что русское мышление основывается на православии.
Исследователь Александр Баунов считает увеличение роли православия способом привлечь внимание пенсионеров и необразованных слоев населения.
Путин начал искать новых сторонников при помощи консервативных ценностей после того, как в 2011-2012 годы либеральные жители крупных городов выступали против Путина и проводили демонстрации.