В Белоруссии задержаны боевики с оружием. Их готовят в лагерях здесь и за границей. «Пятая колонна», которую науськивает Запад, нацелена на беспорядки: «Нужен мордобой, кровь». В таких драматичных, тревожных тонах на фоне протестов «дармоедов» и накануне Дня Воли обрисовал текущий момент Александр Лукашенко.
«Мы уже несколько десятков задержали — не тех, что в автобусах, анархистов с масками, — которые тренировались в лагерях с оружием. Кстати, один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря — на Украине. По-моему, в Литве или в Польше — не буду утверждать, но где-то там», — рассказал, в частности, президент, общаясь 21 марта в Могилеве с работниками предприятий компании «Кроноспан».
«Мы буквально в эти часы задержали пару десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием», — добавил глава государства для пущей убедительности.
Он также сообщил, что в дестабилизацию вбрасываются западные деньги, а провокаторы извне то и дело «пытаются прорваться на нашу территорию». По мнению Лукашенко, кто-то предположил, что Белоруссия созрела для цветной революции, потому пущены в ход соответствующие технологии.
Силовики прозевали целую армию врагов?
Следует, конечно, дождаться появления изобличительных материалов, которые пообещал официальный лидер. Хотя опыт показывает, что они могут и не появиться. Или будут шиты белыми нитками, как в недавнем специальном репортаже белорусского ТВ «Звонок другу».
Но априори возникает ряд вопросов. Если действительно под Бобруйском и Осиповичами, посреди страны с репутацией полицейского государства, где мышь не прошмыгнет незамеченной, десятки боевиков смогли устроить лагерь и бог знает сколько времени там тренироваться (а замели их якобы только благодаря сигналу некой женщины, пришедшей в посольство Белоруссии за границей), то не означает ли это, что здешние силовики совсем мышей не ловят?
Надо же, спецслужбы, которые слушают, похоже, каждый чих главного возмутителя спокойствия Николая Статкевича, плотно ведут других оппозиционеров (хотя те и мухи не обидят), вдруг прохлопали в центре довольно густонаселенной синеокой республики создание целой маленькой армии вооруженных врагов! Это же не в пять минут лагерь возникает. Надо было как-то координироваться, съезжаться, завозить оружие, провиант, средства обустройства быта и пр.
Да, и если так, то получается, что Статкевич и другие оппозиционеры, причастные к протестам «дармоедов», как минимум не имеют никакого отношения к пока лишь вербально нарисованным боевикам. Хотя тех и других пытаются подать в одном флаконе. Но ведь будь между ними реальная связь, контакты с боевиками давно были бы засвечены.
Наконец, остается невыясненным вопрос, какие враги подготовили декрет № 3, который, собственно, и стал детонатором протестов.
На кой ляд Европе цветная революция в Белоруссии?
Лукашенко также отметил, что западные организации, финансирующие оппозицию в Белоруссии, готовы давать деньги в первую очередь при условии организации беспорядков.
И здесь тоже возникает наивный вопрос: а зачем Западу — этим расчетливым, рациональным буржуинам — мутить сейчас воду в Белоруссии?
Белорусский режим топчется у красной черты
По всей логике Европа ну никак не заинтересована дестабилизировать здесь обстановку. Евросоюз снял с официального Минска санкции, даже на фоне репрессий сюда прилетают важные гости из демократических цитаделей Старого Света. Причем стараются не педалировать тему протестов, арестов противников режима, фактического окончания внутренней оттепели. Заявление ЕС по поводу репрессий написано абсолютно птичьим языком, чтобы, упаси боже, не вызвать раздражения.
Европейцам хватило головной боли с Украиной, потому и подобрели к устойчивому авторитаризму белорусского образца. Зачем западным деятелям готовить здесь Майдан на свою же голову? Тем более что за гипотетическими потрясениями в Белоруссии маячит призрак Путина на танке.
Иначе говоря, популярна версия, что Москва воспользуется хаосом в Белоруссии, чтобы прийти сюда всерьез и надолго. То есть российские войска могут стать на Буге, нацелиться на Сувалкский коридор. Так что, поляки и прибалты вообще сошли с ума и раздуванием пожара в Белоруссии приближают к себе этот ужас, летящий на крыльях ночи?
Конечно, при желании можно выволочь на свет божий какие-то примеры западной поддержки местных оппозиционеров и вольно трактовать это как подготовку белорусского Майдана.
Но в целом куда более правдоподобной кажется версия, что власти, госСМИ и спецслужбы расчехлили старое пропагандистское оружие, механически используют ветхую матрицу западной угрозы.
Оппозицию возбудил пролет мимо круглого стола?
Прозвучала сегодня в Могилеве и еще одна важная тема. Впервые после встречи с главным редактором «Народной воли» Иосифом Середичем Лукашенко сам высказался на тему круглого стола с оппозицией.
Он заявил, что в принципе не отвергает идею, но хочет видеть за этим столом только патриотичную оппозицию: «С другими я разговаривать не буду — с провокаторами».
По версии Лукашенко, именно «это взорвало эту оппозиционную клоаку. Те, кто наверху, поняли, что к президенту они не попадут, а за стол сядут другие».
Заметим, что такая трактовка причин активизации «пятой колонны» не вполне стыкуется с версией, что заварушку в Белоруссии инспирировал Запад.
Также непонятно, откуда оппозиционеры узнали, кто из них сядет за круглый стол, а кто не сядет. Разве Середичу был выдан какой-то список?
И потом, поскольку протесты «дармоедов» поддержала практически вся оппозиция, не означает ли это, что за круглый стол собирались сажать ну совсем уж бутафорских персонажей?
Сегодня официальный лидер возмущался, что радикальные оппоненты рвутся к власти, хотят «скинуть президента». Но, может, пора задаться вопросом, почему власть не меняется на выборах? Ведь в демократических странах, если на то пошло, нет нужды устраивать Майдан. Зачем лезть под пули снайперов, если можно поменять правящую команду путем безопасного, буколического похода — под ручку, с детишками и пр. — на избирательные участки?
Власти сбивают волну
Да, можно задавать много иронических вопросов, но в любом случае страшилки делают свое дело: отбивают охоту идти на акции. Очевидно, что сейчас власти комбинацией способов — от дозированных арестов до запугивания массы — решают задачу сбить волну уличной активности.
Даст ли Лукашенко «тунеядцам» булок с изюмом?
Четко вбивается клин между недовольным рядовым электоратом и политической оппозицией, которую выставляют некой экстремистской и едва ли не террористической силой.
Украинская трагедия пару лет хорошо служила белорусским властям для сдерживания недовольства населения экономическими невзгодами: скажите, мол, спасибо, что у нас крови нет. Теперь эту тему решено освежить, потому образ Майдана впихивают во все пропагандистские поделки.
При этом наверху понимают, что Киев не станет жестко выяснять отношения, поскольку не заинтересован ссориться с Лукашенко, пообещавшим, что удара по Украине с белорусской территории не будет.
Европа, по расчетам здешних стратегов, тоже по большому счету проглотит обвинения, не станет ломать тренд нормализации отношений, в который уже серьезно вложилась.
Страшилки не будут работать вечно
Предположим, власти сбивают волну нынешних протестов (так оно, похоже, и будет), причем удается сделать это более мягко, чем в случае с разгромом Площади-2010. Но что потом?
Да, с мая народ будет стоять в известной позе на огородах, летом обычно вообще политический штиль. Но потом выяснится, что у многих не хватает денег даже чтобы собрать ребенка в школу, а с началом нового отопительного сезона глаза на лоб полезут от счетов за коммуналку.
Если наверху под впечатлением маршей «дармоедов» решат заморозить коммунальные тарифы (и, если шире, вообще даже те робкие экономические преобразования, что происходят), то это не спасет ситуацию. Без реформ экономика обречена на дальнейшую деградацию, народ — на обнищание.
И если репрессиями добьют структурированную оппозицию, то в какой-то момент может грянуть бунт яростный и разрушительный, по сравнению с которым нынешнее хождение протестных колонн сугубо на зеленый свет покажется идиллией и детским лепетом.