Напряженность вокруг импорта-экспорта в отношениях России и Турции продолжается. После того как Турция приостановила приобретение шести продовольственных продуктов из России стоимостью около 1,3 миллиарда долларов, первая реакция пришла из Кремля.
Напряженность, возникшая в отношениях России и Турции с уничтожением российского самолета, находит разрешение в дипломатии, но сохраняется в экономике. В рамках этого процесса, начавшегося в прошлом году, поток российских туристов в Турцию прекратился, некоторые российские компании, работающие в Турции, остановили свои инвестиции или перевели их в другие страны, снова были введены визы. В последние несколько месяцев наблюдалось смягчение.
Возобновление политического диалога между Москвой и Анкарой было сигналом к тому, что эмбарго на экспорт-импорт продовольственной продукции будет снято. В ходе визита многочисленной турецкой делегации во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в Москву это ожидание вышло на передний план. Россия отменила санкции в отношении некоторых продовольственных продуктов. В числе товаров, с которых был снят запрет, — репчатый лук, лук-шалот, цветная капуста, брокколи, соль, цветы гвоздики и жевательная резинка. Общая стоимость этих продуктов была менее 20 миллионов долларов. Внимание турецких фермеров было приковано к свежим овощам и фруктам, которыми мы торгуем на сотни миллионов долларов. Но ожидание не оправдалось, и на этот ход Москвы Турция ответила приостановлением импорта шести продовольственных продуктов стоимостью около 1,3 миллиарда долларов: кукурузы, пшеницы, нерафинированного подсолнечного масла, подсолнечного шрота, гороха и риса. Москва отреагировала на это решение Анкары. И первая реакция пришла из Кремля.
Российская делегация не приедет
Из всех реакций, последовавших от России после этой новости, о которой первой сообщила газета Dünya, наибольшее внимание обращает на себя заявление Россельхознадзора… Он объявил о желании создать агрофирму в Турции с тем, чтобы выращивать свои собственные продукты и «обеспечить продовольственную безопасность», и сообщил, что отмена запрета на импорт помидоров, огурцов, яблок и груш из Турции не планируется. В заявлении министерства сельского хозяйства России было сказано: чтобы обсуждать полную или частичную отмену запретов на турецкую продукцию, турецкая сторона должна отменить запреты, введенные в отношении продуктов, покупаемых у России. Более того, в апреле Турцию должна была посетить делегация, которая может принять решение об отмене некоторых запретов, но этот визит был отменен.
Вернули 16 тонн айвы
Один из важнейших фронтов продовольственной напряженности, продолжающейся в основном между помидорами и пшеницей, — фрукты. Россия применяет ограничения не только в отношении помидоров, но и таких приходящих из Турции продуктов, как айва. Так, на днях на пункте пропуска «Новые Юрковичи» Россельхознадзор не разрешил провоз свежей айвы, прибывшей из Турции. Служба, которая в качестве основания указала на то, что айва, доставленная из Турции, не соответствует санитарным нормам и содержит вредные организмы, не приняла 16 тонн продукта и вернула айву Турции.
Помидоры — важнейший фронт
Хорошо, но какой ценой оборачивается продовольственная напряженность в отношениях двух стран?
Об этом полезно сказать. Важнейшие статьи этой напряженности — помидоры и пшеница…
Мы в числе важнейших клиентов
Теперь о продуктах, которые мы покупаем у России… В 2016 году Турция купила подсолнечного масла на сумму 963 миллиона долларов. Доля России, которая находится на первом месте, — 720 миллионов долларов. Цифры по кукурузе — 128 миллионов долларов. Доля России, которая опять же занимает первую строчку, — 76 миллионов долларов. Наш общий импорт пшеницы — 892 миллиона долларов. Из России, которая снова на первом месте с долей 55%, стоимость закупок — 490 миллионов долларов.
Вероятности отмены ограничений нет
Пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано отметила, что Россельхознадзор не планирует отменять действующие ограничения в отношении турецких продуктов, и сказала следующее: «Россельхознадзор не рассматривает возможность снятия ограничений, введенных на поставки турецкой продукции».
Министр Челик: не ответная мера, а требование импортеров
Министр продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Фарук Челик (Faruk Çelik) считает некорректными такие формулировки, как «Мы тоже ограничиваем импорт российской продукции, прежде всего пшеницы». Он сказал: «Это исключительно требование импортеров. Импортеры действуют, исходя из того, что и откуда они намерены купить. В сфере сельского хозяйства две страны должны делать взаимные шаги, которые удовлетворят фермеров. У нас есть такая статистика. В Россию мы продаем помидоров на 250 миллионов долларов, но эти помидоры попадают на российский рынок через третьи страны. Об этом знают и российские власти. Мы тоже говорим, зачем нужно делать это косвенно, когда можно продавать напрямую? В один момент наши продажи продукта "А" в некоторые страны увеличились в 10 раз, 100 раз, тысячу раз. Что это значит? Обеспечение российской потребности на том рынке. Я убежден, что мы не должны прибегать ко всему этому, и будет правильно, если во всех сферах мы будем действовать в рамках обязательств, которые ложатся на нас как на две дружественные соседние страны».
Поверенный России был вызван в министерство
Официальный представитель министерства иностранных дел Мюфтюоглу (Müftüoğlu) заявил, что после гибели турецкого военного в результате огня, открытого с территории под контролем Партии «Демократический союз» (PYD) / Рабочей партии Курдистана (РПК), временный поверенный в делах России в Анкаре был вызван в министерство. «Ему было передано, что нужно делать все необходимое во избежание подобных происшествий в дальнейшем, если подобное произойдет, террористической организации будет дан адекватный ответ», — сказал Мюфтюоглу. При ответе на вопрос о требованиях Турции закрыть офис PYD в России Мюфтюоглу отметил, что Турция на каждом уровне делится с Россией своими взглядами относительно всевозможных террористических организаций, связанных с PYD, террористической организацией РПК, и их ответвлений. «Это известный факт. Мы ждем от России принятия шагов в направлении закрытия этого офиса», — сказал официальный представитель.