Верховная Рада Украины приняла обращение к Конгрессу США относительно гарантий безопасности, в котором народные депутаты просят предоставить нашей стране статус основного союзника вне НАТО. Несвоевременность и наивность этого обращения могут вызвать ложные иллюзии в Украине по поводу обязательств США в противодействии российской агрессии, а также осложнить украинско-американские отношения при президентстве Дональда Трампа.
Прежде всего, необходимо привести основные положения обращения Верховной Рады Украины к Конгрессу США: «Согласно духу и букве Будапештского меморандума, а также на развитие стратегического партнерства между нашими государствами, обращаемся к США с просьбой рассмотреть вопрос о заключении с Украиной оборонительного соглашения и предоставлении Украине статуса Основного союзника вне НАТО». Депутаты считают, что предоставление Украине такого статуса и заключение оборонительного соглашения между Киевом и Вашингтоном «будет иметь огромное влияние на прекращение российской агрессии против Украины, сдерживание агрессора и предотвращение разжигания большой войны в Европе», что «в интересах Украины, США, Европы и всего мира».
Вторая иллюзия состоит в том, что в Киеве рассматривают приобретение статуса основного союзника вне НАТО как альтернативу вступлению в Североатлантический альянс, двери которого закрыты для Украины в ближайшем будущем по многим причинам. Основной союзник вне НАТО (Major Non-NATO Ally, MNNA) — это определение правительством США государств, которые поддерживают тесные стратегические отношения с Вашингтоном. Статус MNNA предусматривает финансовую поддержку в закупке вооружения, поставки военного имущества, совместные военные учения, однако не влечет за собой обязательств США по защите этих партнеров в случае нападения. Так, на сегодня среди 16 MNNA лишь четыре союзника могут рассчитывать на военную помощь США в случае нападения — Япония, Южная Корея, Австралия и Филиппины. При этом следует заметить, что обязательства США по безопасности этих стран определяются не статусом MNNA, а двусторонними договорами о взаимной обороне.
Третья иллюзия относится к желанию США оказывать значительную поддержку Украине в противодействии российской агрессии. К примеру, в декабре 2014 года обе палаты Конгресса утвердили законопроекты о предоставлении Украине статуса MNNA, однако тогдашний президент Барак Обама не поддержал такую инициативу. Сегодня даже при поддержке Сената и Палаты представителей новый президент Дональд Трамп демонстрирует протекционистскую позицию и критически относится к обязательствам США по обеспечению безопасности своих союзников. Как следствие, неопределенное будущее национальной безопасности имеют не только отдельные страны, которые пользуются преимуществами MNNA, а даже государства-члены НАТО. За первые два месяца своего президентства Трамп дал понять, что США готовы предоставлять значительную военную помощь только тем странам, которые входят в круг важнейших торговых партеров (Канада, Великобритания) или недвусмысленно разделяют общее видение вызовов безопасности (Япония, Южная Корея, Иордания). Как мы видим, Украина пока не слишком интересует администрацию Трампа с учетом этих двух индикаторов.
В нынешней ситуации Украине следует отбросить иллюзии о вступлении в НАТО или получении статуса MNNA. Взамен Украина должна найти другие точки соприкосновения, которые представляют реальный интерес для США в администрации Трампа. Например, борьба с терроризмом и гибридными угрозами может быть перспективным направлением военно-политического сотрудничества между Киевом и Вашингтоном. В частности, за три года российской агрессии силовые структуры Украины получили ценный опыт противодействия этим вызовам, которым могут поделиться с заокеанским партнером. Только в случае успешного двустороннего сотрудничества в этих сферах Украина может повысить свою роль в иерархии внешнеполитических приоритетов США и получить необходимую военную и финансовую поддержку.
Евгений Ярошенко — эксперт Международного центра перспективных исследований.