Семь тысяч беженцев прибыли в Норвегию и Финляндию через Россию чуть больше года назад. Многие из этих людей были переправлены криминальными организациями.
Только несколько заснеженных машин у пограничного пункта Райа-Йоосеппи напоминают о тех беженцах, которые прибыли через Россию осенью 2015 и зимой 2016 года.
«„Лада", „Самара", „Волга" и вон там, по-видимому, еще „Пассат"», — перечисляет начальник смены пограничного пункта Райа-Йоосеппи Петтери Портти (Petteri Portti).
В одну из январских суббот журналисты Svenska Yle и норвежской NRK приехали на пограничный пункт, чтобы поснимать, как проходят их будни.
Немногочисленные машины едут со стороны России, по-видимому, в Ивало за покупками.
В среднем в будний день примерно 150 человек пересекают границу, в выходные будет больше. Оживленность движения через границу связана с курсом рубля, когда он сильный, движение активизируется.
Обычно спокойная жизнь в Райа-Йоосеппи изменилась, когда осенью 2015 года через границу начали перебираться беженцы. Вначале их было мало, но очень быстро поток беженцев на востоке Лапландии усилился.
«Машины, на которых приезжали люди, ищущие убежища, были в плохом состоянии и не подходили для езды по дорогам Финляндии. Их либо конфисковывало государство, либо они возвращались владельцам», — рассказывает Петтери Портти.
Пересекающие границу быстро знакомятся с обычной для Финляндии строительной проблемой. Здание пограничного пункта не используется из-за плохого воздуха внутри помещения.
Сейчас пограничный пункт размещается во временном бараке. Помещения не рассчитаны на десятки беженцев каждый день, и это стало проблемой.
«Осень продолжалась, и становилось все труднее оставлять людей снаружи в ожидании, пока заявление об убежище будет обработано. Сначала им приходилось ждать в автобусе, который вез их потом в приют в Торнио примерно в 500 километрах отсюда», — рассказывает Петтери Портти.
50 километров до магазина
Райа-Йоосеппи расположен в национальном парке Урхо Кекконен. Это пустошь. Ближайший магазин находится в Ивало, примерно на 50 километров дальше. В Райа-Йоосеппи пришлось привезти мобильные уличные туалеты и обогреваемые палатки.
«Там были семьи с детьми, поэтому, помимо обычной работы по обработке заявлений об убежище, нам надо было следить, чтобы никто из них не голодал и не мерз. Для всех, кто здесь работает, это были экстраординарные обстоятельства», — говорит Петтери Портти.
Осенью 2015 и зимой 2016 года в Райа-Йоосеппи все перевернулось с ног на голову. Но почему именно через самые северные пограничные пункты Финляндии пролег путь к лучшей жизни и безопасности?
Поток прибывающих через Россию беженцев возник в конце лета 2015 года в Норвегии, на пограничном пункте Стурскуг. То, что поток перекинется из северной Норвегии в Финляндию, казалось маловероятным.
Больше всего беженцев прибывало в Финляндию из Швеции, они собирались в приюте в Торнио.
Полная неожиданность
Никто не рассчитывал, что беженцы начнут приходить из России, а меньше всего ожидали, что они будут это делать через северные пограничные пункты. Невероятным казалось, что путь беженцев пройдет через пустоши.
Но постепенно начали появляться беженцы на велосипедах.
Норвежскому правительству не нравилось, что Норвегию считают страной, принимающей беженцев с распростертыми объятиями. Когда более пяти тысяч человек прибыло через Россию, Норвегия закрыла для них границу.
«Важно донести до тех, кто хочет приехать, что наши двери не открыты нараспашку и получить убежище не так легко», — сказала премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг (Erna Solberg).
Все больше людей были вынуждены отказаться от плана добраться до Норвегии, и они стали пытаться попасть в Финляндию. По мере того как рос поток беженцев через Россию, у финской стороны возникало все больше вопросов.
«Если мы отправляли обратно людей, у которых не было виз, они возвращались на следующий день и говорили, что ищут убежища. В таком случае у них было право попасть в Финляндию», — говорит начальник смены пограничного пункта Райа-Йоосеппи Петтери Портти.
Доверие подорвано
Для политического руководства ситуация была напряженной. Раньше финские пограничные власти всегда могли быть уверены, что сотрудничество с Россией функционирует как следует. И политики и чиновники почувствовали, что пора прояснить этот вопрос.
Начальник канцелярии министерства внутренних дел Пяйви Нерг (Päivi Nerg) приезжала в Россию несколько раз. Она услышала, что Россия не может помешать людям покинуть страну, но это был неудовлетворительный ответ.
«Нам было сказано, что это деятельность криминальных организаций и что переброской через границу за плату занимаются контрабандисты», — рассказала Пяйви Нерг.
С конца 1950-х приграничное сотрудничество между Финляндией и Россией было первоклассным, считает эксперт по России Рене Нюберг (René Nyberg), бывший посол Финляндии в Москве.
По его словам, очевидно, что руководство России знало о том, что происходит, но мотивы их понять трудно.
«Российские власти контролируют границы, и там ничего не происходит без их ведома. Говоря о властях, я имею в виду разведывательную службу ФСБ, которая напрямую подчиняется президенту Путину», — говорит Рене Нюберг.
Svenska Yle: Чего хотела добиться Россия?
Рене Нюберг: Я не уверен, что могу ответить на этот вопрос, но можно предположить, что это был сигнал о том, что, если понадобится, они могут устроить нам неприятности. Это плохо, и, конечно, оставило свои следы, ведь все произошло очень неожиданно.
— Как вы думаете, с точки зрения России, эта операция прошла удачно?
— С русской точки зрения она полностью провалилась. Когда тысячи людей появляются в Мурманске или Кандалакше, приехав туда с помощью криминальных организаций, возникает вопрос, почему русские власти сотрудничают с криминальными организациями.
Далее — выдержка из расследования финской пограничной службы об организации нелегального въезда в страну.
A: Вы можете провезти молодого человека из Мурманска завтра?
B: Да.
A: Отлично. Сколько?
B: Как обычно, 500.
Почти 1,7 тысяч человек приехали в Финляндию через Россию с сентября 2015 по февраль 2016 года.
Они прибыли из 37 стран, часть из них долгое время жили в России. Другие покинули свою родину, чтобы попытаться попасть в Финляндию.
По данным Миграционного департамента, примерно 60 % было отказано в убежище, 25 % его получили.
Остальные отозвали свои заявления, или рассмотрение заявлений прекратилось по какой-то иной причине.
Ничего не происходит случайно
Редко на этих двух самых северных пограничных пунктах можно увидеть так много журналистов.
Неопределенность относительно того, как долго беженцы будут прибывать через Россию, была велика. В какой-то период расчетное количество беженцев, которые могли приехать через Россию, составляло 7,5 тысяч человек.
Фотограф Юсси Нукари (Jussi Nukari) из финского новостного агентства STT работал по обе стороны границы. В ходе обычной беседы с сотрудником русской пограничной службы он разузнал некоторые интересные детали о контроле потока людей с русских пустошей.
«Я спросил, не опасно ли это все, а вдруг будут проблемы с машиной при том, что мороз, а до ближайшего дома 30 километров. Нет, опасности нет, получил я ответ. ФСБ, пограничная служба и власти Кандалакшского района следят за всеми машинами. Так что, как я понял, случайно ничего не происходит», — сказал Юсси Нукари.
Когда беженцы приходили в Финляндию через русскую границу, в СМИ довольно много писалось о том, что это происходит с позволения русских властей. Некоторые даже утверждали, что русским властям выгоден поток беженцев.
Норвежская NRK взяла интервью у тех, кто подал заявку на убежище в Финляндии, и они рассказали, что заплатили русским пограничникам, чтобы те их пропустили через границу с Норвегией.
Svenska Yle: СМИ утверждали, что русские пограничники провожали людей к границе, вы получили какую-то ясность по поводу таких заявлений?
Пяйви Нерг: По информации, которой располагают полиция и пограничная служба, существуют криминальные деятели, которые помогают беженцам перебираться в Финляндию через Россию. Но не было обнаружено никаких доказательств того, что в это как-то замешана служба безопасности.
К концу января 2016 года проблема привлекла внимание политического руководства страны. Тогдашний министр внутренних дел Финляндии Петтери Орпо (Petteri Orpo) встречался с министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым.
Ключевыми словами были «сотрудничество» и «борьба с преступностью», стоявшие за потоком беженцев через Россию. На той же неделе также премьер-министр Юха Сипиля (Juha Sipilä) встречался с премьером Дмитрием Медведевым. Вновь на повестке дня был вопрос миграции.
Россия хотела подать сигнал
Сейчас, больше года спустя, все еще не до конца ясно, почему же маршруты беженцев прокладывались через самые северные пограничные пункты Финляндии и Норвегии.
В Норвегии говорили, например, что речь шла о чем-то вроде гибридной войны. Россия использовала миграционный кризис, чтобы дестабилизировать Норвегию.
Российская пограничная служба позволила примерно 5,5 тысячам беженцев проникнуть в Норвегию, потому что Норвегия участвует в санкциях против России.
Старшие научные сотрудники в Институте Фритьофа Нансена Арильд Мое (Arild Moe) и Ларс Рове (Lars Rowe) ставят под сомнение этот тезис. Они считают, что есть другое объяснение.
По их мнению, дело в том, что беженцы просто нашли новый, более дешевый путь в Европу.
Эту теорию недавно опроверг президент Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) в интервью для газет Hufvudstadsbladet и Dagens Nyheter. На самом деле, это был сигнал, констатирует президент Саули Ниинистё.
По мнению генерал-майора пограничной службы Илкки Лайтинена (Ilkka Laitinen), ясно, что положило конец этому явлению.
«Все закончилось 26 февраля, когда президент России сообщил, что российские власти должны бороться против организованной преступностью, которая способствует нелегальной иммиграции», — сказал Илкка Лайтинен, заместитель начальника пограничной службы.
Новость распространилась, человеческим контрабандистам пришлось искать новые маршруты в Европу. Это сразу было видно по пограничным пунктам. Воцарился покой.
В марте 2016 года Финляндия и Россия подписали временное соглашение, которое ограничивало трафик через пограничные пункты Салла и Райа-Йоосеппи. Лишь финны, русские и белорусы могли пересекать границу.
Соглашение действовало 180 дней, и после того, как оно закончилось, беженцы больше не появлялись. Эпизод с беженцами на восточной границе был завершен.
На отношения между Россией и Финляндией инцидент не повлиял, считает Рене Нюберг.
«Этот вопрос ведь обсудили на всех уровнях и сейчас он уже в архиве».
Yle: Что это значит?
«Вопрос решен, порой всякое случается», — говорит Рене Нюберг.
Если внешнеполитических последствий не было, то на внутренние решения события на восточной границе повлияли.
Существовало решение, согласно которому пограничная служба должна сэкономить 28 миллионов евро с 2013 по 2017 год. Между тем, предсказуемость ситуации в наших приграничных районах ухудшилась.
«Ресурсы пограничной службы уменьшились, несмотря на то, что ситуация с безопасностью в окружающем мире заметно ухудшилась».
Как это сказывается на ситуации здесь, у восточной границы?
«Ресурсы сократились на 40%. Конечно, всем понятно, что это усложняет работу на восточной границе», — говорит Илкка Лайтинен.
В Министерстве внутренних дел понимают, что сокращения средств для пограничной службы оказались некстати.
«Это касается не только того, что произошло в Райа-Йоосеппи и Салла, а вообще изменений в сфере безопасности. Мы считаем, что контроль восточной границы сейчас не на том уровне, на котором должен быть», — говорит начальник канцелярии Пяйви Нерг.
Поэтому Министерство внутренних дел позже этой весной собирается предложить выделять больше денег на расходы пограничной службы.
Спокойствие восстановлено
Таможня выставляет на аукцион конфискованные машины. На летний аукцион в Салле пришло много любопытных, а 128 машин получили новых владельцев.
Аукцион, кажется, стал заключительной точкой этого примечательного эпизода, который внезапно привлек внимание к проблемам мира в середине зимы в Лапландии. Он свидетельствует, что временами случается и нечто малоправдоподобное.
«То, что 1,7 тысяч человек через Россию в самое темное и холодное время года пришли к двум пограничным пунктам в Лапландии, кажется совершенно не правдоподобным. Так что нужно быть очень осторожными с утверждениями, что это не может повториться», — говорит Илкка Лайтинен.
Когда мы заканчиваем интервью с Пяйви Нерг, она говорит неожиданную вещь. На самом деле, Финляндия толком не знает, что такое настоящий поток беженцев.
Yle: Что вы имеете в виду?
«Изменения климата становятся причиной появления новых беженцев. Люди бегут от голода и недостатка воды. Мы видели лишь ничтожную часть этого процесса. Точно так же мало надежды, что прекратятся войны. Если в Европу начнет приезжать еще больше беженцев, тогда, возможно, Финляндия снова окажется под прицелом. На сегодняшний момент в мире более 60 миллионов беженцев», — сообщила начальник канцелярии Пяйви Нерг.